Музей Шансона
  Главная  » Персоналии  » Данциг Балдаев

Данциг БАЛДАЕВ

photo:Данциг Балдаев

Публикации

Автобиография

По подсчетам моего отца, крупнейшего бурятского фольклориста и этнографа Сергея Петровича Балдаева, только из его рода и из рода моей матери в застенках ОГПУ-НКВД, в ссылке и лагерях погибло 58 человек. Это были грамотные люди - медики, техники, землемеры, механизаторы, маркшейдеры, учителя.

По линиям отца и матери я происхожу из крещеных бурят-монголов, людей богатых, смелых, физически сильных. Мой дед по отцу Петр умер в девяносто шесть лет в Боханской тюрьме после допроса ленинским способом "физического убеждения>. А ведь он забавы ради носил на плечах по кругу свою лошадь-бегунца Хурдан-хара, которая однажды спасла ему жизнь, умчав от беглых каторжан Александровского централа.

Моя мать, Степанида Егоровна Бажичеева-Балдаева, была очень сильной и работящей. И смелостью ее Бог не обидел. Однажды, когда ей было 16 лет, она зимой с обозом в 60-70 саней возвращалась из Иркутска. Крестьяне, русские и бурят-монголы, после продажи сельхозпродукции были при деньгах. Внезапно на них напали с топорами беглые каторжники, совместно с поднадзорными поселянами, и стали отбирать у обозников деньги, одежду и лошадей. Моя мать, услышав шум, схватила двенадцатизарядный винчестер-полуавтомат. На нее кинулись два каторжника с топорами, и она расстреляла их в упор. Крикнув: "Мужики, вяжите их!> - она застрелила и третьего, пытавшегося бежать. Так были связаны и доставлены в Александровский централ более 20 преступников. Мать получила премию и всю до копейки отдала Бохан-скому двухклассному училищу, где когда-то училась.

Мои деды по договору с царской военной администрацией продавали зерно, овес и скот на провиантские склады Иркутска. В Русско-японскую войну они, вместе с другими состоятельными людьми, открыли бесплатные солдатские столовые на железнодорожных станциях Черем-хово и Усолье-Сибирское. В Гражданскую войну семью раскидало. Дядя Александр воевал на стороне красных, за участие в разгроме войск и пленении барона Унгерна был награжден золотым оружием; на эфесе его палаша прикрепили орден Красного Знамени. Также он получил от правительства молодой Монгольской Народной Республики орден Полярной Звезды. Младший мой дядя, Михаил, был награжден атаманом Семеновым за личную храбрость солдатским Георгием, а за взятие Читы - офицерским Георгиевским крестом. Когда при наступлении Пятой Красной Армии атаман Семенов ушел в Маньчжурию, дядя Михаил, набрав на складах Читы оружия, боеприпасов и провианта, ушел в Забайкальскую Муйскую долину охранять старательские артели. Оба дяди, как и их старший брат Петр, ни в чем не замешанный, были умерщвлены коммунистической властью. Когда отец в 60-х годах ходил в Улан-Удэнский КГБ с просьбой вернуть семье реликвию - золотое оружие - и орден Полярной Звезды, начальство ответило: "Вы что, этой шашкой хотите срубить головы работникам НКВД?>

Еще один мой дядя, Георгий, окончивший до революции Черемховское коммерческое училище, в ссылке в "Краслаге> работал главбухом "Спецлеса ГУЛАГа НКВД>. Раскулаченная семья дедушки Мирона (дяди матери) почти вся погибла в поселке Ирбейское Красноярского края от непосильной работы, голода и болезней. Комбед улуса Хохорска (30 пьяниц и лодырей) полностью разорил это очень богатое село в 120 дворов.

Сыном "врага народа> стал и я. Отец был арестован по доносу одного голодранца, ухаживавшего за моей матерью до ее замужества.

Нас с младшей сестрой поместили в детские дома. Мне повезло, я попал в детский дом имени Октябрьской революции в селе Икей Тулунского района Иркутской области. В нем находилось 156 детей "врагов народов>. Это были дети командного состава ОДВКА (Отдельной Дальневосточной Красной Армии) и Уральского военного округа, а также дети иркутской интеллигенции. Многие имели дворянское происхождение и совершенно свободно говорили на нескольких европейских языках.

Пионервожатые называли нас "враженята> и требовали говорить только по-русски, объясняя это тем, что иностранные языки вызывают антисоветские мысли.

Они проверяли всю нашу почту. Когда школа неожиданно для всех вышла по успеваемости на первое место, это не понравилось НКВД. К нам приехал "товарищ>, была сделана показательная переэкзаменовка, которую мы, дети "врагов народа>, выдержали с честью. После этого на собрании товарищ из НКВД сказал: "Вы поняли, как враги народа готовили своих детей и сколько они могут принести вреда нашему рабоче-крестьянскому государству. Но в высшие учебные заведения мы их не пустим!>

Все это происходило в 1938 году, когда отца осудили как проповедника русского царизма, потому что в 20-х годах в газетной статье он выступил за открытие русских школ наряду с бурят-монгольскими, за приобщение к русской культуре. Всю свою жизнь отец - ученый, ценимый самыми крупными деятелями науки, - подвижнически собирал сокровища бурят-монгольского фольклора, быта, родословные. Он был первым директором бурят-монгольской семилетки, окончил Московский институт народов Востока, учился в аспирантуре у академика Н. Я. Марра, который намеревался оставить его в институте на преподавательской работе. Но комбедовцы улуса Хохорска послали в Москву требование исключить отца как сына богатого человека. Помню, как вместе с отцом я был в Нарком-просе у Н. К. Крупской, отменившей исключение. Из института отец был вытребован через ЦИК ВКП(б) его близким товарищем, первым секретарем обкома ВКП(б) Бурят-Монгольской АССР, М. Н. Ербановым для организации в республике институтов, техникумов, школ. Ербанов, делегат "расстрельного> XVII съезда партии, был расстрелян в 1937 году. Выбивая признание, в НКВД ему переломали руки и ноги, сломали челюсть.

Отец говорил мне, что в переводе с санскрита слово "Россия> означает "экспериментальная страна или поле Сатаны>. Один сказитель-улэгирша говорил отцу: "В настоящее время чертям и дьяволам нечего бояться: раньше они опасались священников, шаманов, церквей, монастырей, мечетей, дацанов, а сейчас они в образе людей стали коммунистами, энкавэдэшниками, доносчиками (мелкие черти), комбедовцами>. В 1940 году отца освободили "за недоказанностью>. Дали ему квартиру на окраине Улан-Удэ, вернули кое-какую мебель, сильно попорченную (самые ценные вещи - меха, золото, серебряную посуду - не отдали), дали возможность работать. Но в 1948 году его вызвал первый секретарь ВКП(б) Бурят-Монгольской АССР, некто Кудрявцев (зять Г. М. Маленкова), который хотел воспользоваться авторитетом отца, чтобы расправиться с неугодными ему людьми. Он потребовал, чтобы отец написал разгромную статью на более чем 25 человек как на панмонголистов и одновременно низкопоклонников перед Западом. В этом списке было всего 5-6 бурят-монголов, остальные - русские, украинцы, евреи, татары. Этот мнимый "интернационализм> был явно провокационным, сеял семена национальной розни, с помощью которой коммунисты хотели вечно "разделять и властвовать>. Уже во взрослой своей жизни я, бывая в разных республиках, в местах заключения по всей стране, видел всходы этой политики, обернувшейся в наши дни кровопролитием.

Отец отказался писать статью, и ему тут же напомнили, что он "враг народа>. В ту же ночь он уехал в Ленинград к своей старшей дочери (моей сестре), жене капитана 2-го ранга. У нее он - известный ученый и прожил без прописки два года, работая пильщиком дров в Гортопе, рабочим в столовой, сколачивая ящики на тарном складе, копая огороды у богатых дачников, разгружая вагоны. Но все свободное время отец проводил в Публичной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина, занимаясь научной работой (билет в научный зал ему достал старый друг профессор М. К. Азадовский). Однажды я показал отцу копии татуировок зеков из "Крестов>, где я работал надзирателем, и отец сказал мне: "Сын мой, собирай татуировки, фольклор зеков, их асоциальные рисунки, ведь все это вместе с ними уйдет в могилу>. Он обучил меня методике собирания тюремного фольклора, а также приемам шифрования, необходимым в этом опасном деле.

Да, 33 года я - воспитанник детдома для детей "врагов народа>, не закончивший образование художник, участник Великой Отечественной войны - проработал в МВД. Все эти годы я собирал материал по языку и фольклору уголовной среды. Четырежды (благо билет бесплатный) ездил из Ленинграда до Владивостока, посетил десятки ИТЛ-ИТК, был в Средней Азии, на Кавказе, на Украине, на Севере, в Прибалтике (на Колыме не был). Все собранное мной я неоднократно пытался издать. Кое-что удалось: альбом "Татуированный Сталин>, подготовленный совместно с моим другом художником С. Т. Васильевым, вышел в Венгрии; тюремно-лагерный блатной словарь с татуировками - в издательстве "Края Москвы>; труд для служебного пользования - жаргон и татуировки - в УУР ГУВД ЛО. На меня доносили в КГБ, но там я получил неожиданную поддержку: по достоинству была оценена возможность легко определять по татуировкам год, место рождения, статью, название лагеря осужденного или разыскиваемого преступника, его конкретную личностную характеристику. Должен сказать, что за время службы в МВД, в Управлении уголовного розыска Санкт-Петербурга я поймал более трехсот воров, грабителей, убийц, насильников.

Но свой труд я предназначал не только для служебного пользования. Недаром по "моей> татуировке написана картина П. Белова "Беломорканал>. Все пережитое страной, как в зеркале, отразилось в тюремном и лагерном быте. Кривое ли это зеркало? Не думаю - несмотря на всю подчас наивность, суеверие или извращенность представлений зеков. Идеологическая ложь, искусно разжигаемые межнациональные конфликты, унижение людей и лишение их права на достойную жизнь, на само существование - грехи государства, которые в уголовной и тюремно-лагерной среде проступили страшными пятнами татуировок и жаргона, криминальных сюжетов и извращенных представлений о строении общества, нациях, социальных идеях.

Мы все долго жили при самом негодяйском авантюрно-бандитском правлении, и слава Богу, что оно медленно уходит, хотя еще продолжают нас душить всякого рода "паханы> и "паханчики>. И пока они не разделят между собой все созданное нашими дедами и отцами, они, похоже, не будут бороться с коррупцией и организованной преступностью.

Жаль - мне за семьдесят, но в то же время хорошо, что я сумел "зачерпнуть> из безвозвратно уходящего нашего рабского прошлого часть грязи и выставить все это "во всей красе> для будущих поколений.

P.s. 23 января 2005 года в 5 часов утра умер Данциг Сергеевич Балдаев, заслуженный сотрудник МВД, полковник, автор книг "Феня от А до Я" в двух томах, "Татуировки", "Проститутки для КГБ" и т.д. и т.д.

Книги


Обложка CD "6000 лет татуировки"
  • История
  • Этнос
  • Япония
  • Ретро
  • Религия
  • Звери
  • Девки
  • Портрет
  • Сборник
  • Модели
Обложка CD "Body Art Энциклопедия знаков и символов"
  • Знаки и символы
  • Древнейшие символы
  • Новые открытия
  • Народная культура в Европе
  • Молодежь в поисках утерянных знаний
  • Символы индийской мифологии
  • Индейские символы
  • Символика и мифология греков
  • Символы христианства
  • Символика сказок
  • Символы из преданий о мудрых женщинах
  • Астрологические символы
  • Символы алхимии<>
  • Символы тарот
  • Символика повседневности
  • Символические личности
Обложка CD "Body Art Энциклопедия экспериментов с телом"
Литература по бодиарту:
  • Таттоо
  • Стили татуировки
  • Техника татуировки
  • История татуировки
  • Татуировка и общество
  • Пирсинг
  • Шрамирование
  • Косметика
  • История бодиарта
  • 3500 фотографий различных шрамов, татуировок, пирсингов и прочих экспериментов с телом
Обложка CD "Body Art"
  • Body Art (татуировка, пирсинг, шрамирование, имплантации)
  • Украшения для пирсингов
  • Ритуал
  • Субкультура (фото-сессии, перформансы, выставки)
  • Искусство (фотографии, скульптура, живопись)
Обложка CD Японская татуировка
  • Растения
  • Животные
  • Предметы быта
  • Цветы
  • Деревья
  • Драконы
  • Ремесла
  • Овощи
  • Природа
  • Оружие
  • Одежда
Обложка CD Роспись хной
На диске содержится более 1000 эскизов татуировки
Обложка книги
  • Введение. Восприятие татуировки.
  • Термины. Мотивы нанесения. Особенности тату.
  • Стили тату.
  • Способы нанесения тату с древности до наших дней. Инструменты.
  • Нанесение тату.
  • Переделки и перекрытия тату.
  • Сведение тату.
  • Как организовать свой салон по образцу известного тату-салона.
  • Перманентный макияж.
  • Пирсинг.
  • Скарт.
  • Имплантация.
  • Граффити.
  • Заключение. Осознание тату.
vk youtube
РаШа FM

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой.
И нажмите Ctrl+Enter
Реклама


Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона