Музей Шансона
  Главная  » Персоналии  » Интервью  » Степан Арутюнян

Степан Арутюнян (группа "Беломорканал"): "Шансонье - равноправный гражданин своей страны"

- Степан, для начала расскажите немного о себе...

- Родился я девятого января 1962 года в городе Баку. В двухнедельном возрасте, перевезли меня в Ереван и там выдали свидетельство о рождении. Отец, был артистом балета, Ереванского Государственного Академического Театра Оперы и Балета. Мама работала тоже в театре, в производственном цехе по костюмам и головным уборам. Учился, как и все дети, в школе обычной. Учился хорошо, но был хулиганом - влияние улицы сказывалось. Когда мне исполнилось шесть лет, бабушка купила пианино. Сам учился играть на нем. Потом музыкальная школа, по классу виолончели, но Ростроповичем так и не стал. В школе, с большим удовольствием участвовал в духовом оркестре. Играл на тубе-С и Б. Изучал кларнет, умею немного играть на дудуке. В эстрадном ансамбле школы, играл на бас-гитаре, на ударных. Восемь лет занимался самбо. Профессиональный водолаз спасатель, учился и получил диплом, когда мне было 16 лет. Спасал людей на воде, когда подрабатывал в ОСВОДе до Армии. Однажды при спасении, получил травму позвоночника, до сих пор мучаюсь, из-за этого и на флот не взяли служить. Службу в Армии, проходил в автомобильной роте, в Оренбурге. Полк занимался охраной колоний и газоперерабатывающего завода. В Армии, сначала был зачислен в полковой оркестр, но потом за плохое поведение и нарушение дисциплины, отправили в автомобильную роту. С больным позвоночником, меня нельзя было отправлять на ответственные посты. После срочной службы, два года "валял дурака" сверхсрочной службы, на вещевых складах. Добра, было, воруй, не хочу. Все что можно было унести, уносил беспощадно, как и все остальные, но недолго дали так жить - предложили по-доброму, по-хорошему уволиться.

Работал грузчиком в магазине "Автозапчасти", затем музыкантом долгое время в ресторанах (это делал даже когда служил в армии). Потом, эпоха перестройки, сухой закон, закрытие кабаков и я пошел работать в таксомоторный парк. Когда пришло дикое время, крутил напёрстки, открыл цех по ремонту машин (срок давности прошёл, можно и немного рассказать): цех наш занимался переделкой угнанных машин "Волга". Председатели колхозов и начальники организаций, души в нас не чаяли. Они удивлялись, как мы из разваленных "Волг", делали новые машины. Где и что мы брали, говорить не буду. Потом, после развала СССР, начались дикие времена гангстерских войн. Про это, можно книгу написать. Но это потом, когда делать будет нечего, присяду за мемуары.

В начале 1990-х, купил у Жени Кобылянского, первое оборудование для студии и начал снова заниматься музыкой, результаты известны. Женат, у меня дочери 22 года. Два года назад она вышла замуж. Делали большую свадьбу, гостей было почти 200 человек. Даст Бог, дождусь, когда мне внука или внучку родят. Живем с женой вдвоем, в огромном доме, из живности дома три собаки: две кавказские овчарки, и любимец семьи ротвейлер по кличке Мачо. Недавно, в семье нашей было большое горе, умерла моя мама в возрасте 68 лет. Отец умер в 1988 году, от болезни в возрасте 50 лет. Ему занесли инфекцию гепатита. Жалко его, 33 года не пил, и не курил, а вот умер так нелепо. За полгода человека не стало. Это все что, могу поверхностно рассказать о себе. По характеру, я человек упертый, люблю справедливость и правду. Ненавижу ложь, обман, лицемерие и стремление в отношениях с друзьями, искать способ наживы.

- Как получилось, что вы пришли именно в шансон? Что для вас шансон сам по себе, как жанр, как музыка?

- Ну, если Вы, причисляете меня к шансону, будем считать, что я говорю за блатные песни. Жанр этот, мне близок с детства. Я вырос на улице, родители разъезжали по гастролям, и я был полностью предоставлен сам себе и двум моим, добрым бабушкам. Деды мои оба погибли на фронте - один под Ростовом-на-Дону, а другой под Сталинградом. В те годы, моя бабушка Соня по отцу, подарила магнитофон "Электроника-302". Она, кстати, у меня, наполовину русская, из донских казачек. Первыми записями на магнитофоне были Бока, Аркадий Северный. Мы жили в русскоязычном массиве. Там жили практически все семьи военнослужащих, такой большой интернационал. Я сам, учился в русской школе. Дома у нас, русский язык был, языком общения. Мне стыдно признаться, но я не знаю ни одной армянской буквы. Многие, удивляются моему безупречному знанию и владению русского языка. В детстве, я много читал, люблю Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Гоголя, Крылова. Однако я горжусь тем, что я армянин. Это, одна из самых древних наций, с интересной историей и обычаями христианской религии.

Мы, русскоязычные пацаны, держались отдельным кругом, в основном все были спортсмены, нас, как-то побаивались и старались с нами не связываться. Мы собирались и крутили весь день блатные песни. Ну, блатовали пацаны, так сказать. В то время уже научились у старших, спрашивать и отвечать за поступки, дрались с чужаками, отчаянно и смело. В то время и прилипло ко мне, прозвище Спартак. Это после широкого показа фильма, я раздевался до торса и бился как гладиатор с преторианцами. В то время, формировался мой характер на улице. Нас, троих друзей, беспредельщики однажды избили жестоко и распяли. Почти сутки, мы провели на стройке дома, а в понедельник, нас нашли рабочие этой стройки, и отвезли в больницу. "Карателей" мы конечно потом, наказали более педагогичными методами: мы их, просто побили один на один, и отпустили с миром. В то время еще, взрослые наши друзья объяснили нам, что главное не боль в человеке, а главное в человеке, это сила духа.

Вот так вот, шансон и стал для меня и жанром, и музыкой, и образом жизни. Менять не собираюсь. Жанр, это моя основа, понимания окружающего мира. Не желай другому, что самому пережить пришлось. Не желай зла людям, и добро помни. Не предавай, не ложись, и не отворачивайся.

- А откуда вообще появилось название "Беломорканал"? Что-то за этим стоит, с чем-то это связано? И какую дату можно считать днем рождением группы, какие музыканты работали и работают с вами сейчас?

- Название "Беломорканал", придумали мы всем коллективом. Беломорканал, это историческая часть наших песен и этап, пройденный всей страной, в годы ГУЛАГа. Датой образования группы, неофициально, можно считать 1990 год. В коллективе работали такие музыканты как Владимир Нелюбин, Валерий Лизнер, Яна Лацвиева сейчас все они в Москве. Юра Фисун, ныне покойный.

- Есть ли у вас какие-то пристрастия и симпатии в жанре? С кем дружите, с кем хотелось бы поработать?

- Пристрастие слово больно уж расплывчатое. Скажу проще: люблю и симпатизирую, классическому стилю жанра. Ну, не могу я переваривать душой этот "попсон-танцон". Хотя, сейчас готовлю дублирующий проект для концертов в стиле ритмической музыки, так сказать. Готовлю к выпуску альбом из своих старых, признанных слушателем песен в этом направлении, это просто сегодня, чисто коммерческая необходимость. От моей работы, напрямую зависит, работа многих людей близких мне по творчеству. Я, просто обязан обеспечивать коллектив работой. Люди кормят свои семьи и музыка - это наша профессия. Мы, просто обязаны считаться с издержками. В душе, мы так и остаемся в классике. И если будет необходимо, на концерте выдадим такое, что мало не покажется.

Дружу я, практически, со всеми артистами. Ну, если более подробно, то список будет очень длинным. В основном, общаюсь с Юрой Алмазовым. Он, умеет как-то, объединить, что ли всех. С Сашей Дюминым, мы близки по духовным принципам и понятиям. При встрече, всегда очень рады бываем общению. Хорошие отношения у меня с Сашей Федорковым и Сергеем Куприком из группы "Лесоповал", чистые очень душой парни. Они у меня дома, в гостях были недавно. Особые, очень близкие отношения у меня с Олегом Симоновым и Вовой Ждамировым из "Бутырки". Это мои самые близкие друзья, нас, очень многое объединяет и обязывает в жизни. Из мэтров жанра, дружу с Михаилом Шуфутинским и Александром Новиковым, уже скоро 15 лет. Правда, встречаемся теперь реже, занятость, работа и расстояние, делают свое дело - живу-то я все-таки в Оренбурге.

Поработать, есть большое желание с "Братьями Жемчужными". У меня, есть такая мечта: сделать хороший, настоящий мюзикл. Пора шансону, приобретать и более возвышенные ценности. Выходить и под плюс один петь, просто становится противно. Живой звук, все равно возвращается в жанр. Надо-то всего лишь для полного счастья: барабаны, аккордеон, скрипку, гитары и просто пианино. К этому, прибавить душевный порыв, и можно жить вечно.- Вас иногда упрекают в излишней плодовитости и, мол, исписался "Беломорканал", ведь альбомы у вас очень разные, с чем это связано?

- Точно так же, я могу упрекнуть в бесплодии кого угодно. "Беломорканал" не исписался. Что такое сегодня "Беломорканал", это, в первую очередь, студия, можно сказать, предприятие, которое создает песни и открывает новых исполнителей. Другое дело, рейтинг этих исполнителей. Я, уже говорил о том что, всегда будут артисты первого, второго и даже третьего плана. Все сразу, первыми быть не могут, такого в природе не существует. Так же, в жанре, всегда будут статисты в виде фестивальных массовок. Они приходят в жанр незаметно, и уходят так же тихо. Я лично, не против таких артистов. Ради Бога, пробуй себя. Но, не сделав ничего яркого, не смей поливать грязью тех, кто создал и ярко выразил себя в жанре. Многие сегодня считают, что в жанре стало тесно. Да, действительно стало тесно. У нас на одного слушателя, сегодня поют 20 артистов. Но это, временное явление, отсев происходит. Потыкаются в толпе, и сами уйдут заниматься другим делом. А уйдут реально тогда, когда станет, востребован живой звук и качественный вокал. Когда забивкой барабанов, перестанет заниматься гитарист, а записью гитары на клавишах, пианист. Послушайте сегодня, как только не стараются, тужатся под блатной голос; диапазон вокала в обертонах, пол- октавы. В остатке, кикса, чистой воды. Ну, вот, например, как после Гриши Лепса, Миши Шуфутинского, Сергея Куприка, Любы Успенской, выходят и поют с такими вокальными данными? Точнее, не данными!

Я вполне понимаю, главное смысл песни, но, извините, в опере тоже главное смысл. Хотя как понять смысл, при незнании итальянского языка. Вот и берет опера, конечно же, вокалом. Люди, годами учатся петь. А в шансоне, сегодня главное что? Прохрипел стихотворение и ты знаменит.

У меня не альбомы, а проекты разные, если я автор песен, это еще не значит "Беломорканал". С Валерой Лизнером, мы сделали альбом "Маленькая стерва". Там, простая лирика, для кухни на досуге. Русским по белому написано, Степа Арутюнян и ни слова о "Беломорканале". Так нет же, тыкают плодовитостью и выдают как "Беломорканал". Ну, почему, от меня не ждут, а требуют чего-то гениального? Я, что, настолько гениален, что не имею право писать просто среднего уровня песни? Что, мало хороших песен я написал? Или не написал ни одной? Почему же тогда, во время песни "Разведенные мосты", весь Ледовый дворец в Питере встает и стоит с зажигалками до конца песни? Потому что, это их песня, это песня про них, и про город в котором они живут. Точно так же, под эту песню, встает зал в любом городе, кроме Москвы. Москва и москвичи, не любят Питер.

Да, у меня стало меньше песен задорных, которые заставляют пускать в пляску ноги. Для этого и создали сегодня "Бутырку", "Вороваек", "Пятилетку" и много других исполнителей, кто работает на пляску. У них есть, свой слушатель и это ещё не значит, что я должен брать с них пример. "Воровайки", созданный мною, начиная от названия, и продвинутый на концертах Юрой Алмазовым коллектив. Этого достаточно, для того, чтобы было понятно всем, что я могу создавать проект для пляски, свиста и движения бедрами. А я, повзрослел, и стал тяжелее на подъем, возраст, и переоценка ценностей. Со мной, взрослеет и мой слушатель. Для меня очень важно, например, когда я пою песню "Брат", а в рядах люди, сидят и не стесняются слез. Значит, живет в людях сочувствие к чужому горю, значит, я правильно и с душой спел песню. Нашел, правильные слова, чтобы рассказать людям эту историю в песне. В то же время, песня "Чифирок да папироса", меняет настроение зала. Песни "Деньги" и "Дожились", затрагивают социальную сторону жизни слушателя. Они приходят в восторг от моего понимания социального быта и передачи этого в песне. Топот в зале, восторженный свист и движение бедрами зрителя в зале, еще не значит, что это и есть успех. Чем меньше зритель двигает бедрами, тем больше он двигает мозгами. Концерты Александра Яковлевича Розенбаума, Александра Васильевича Новикова, Михаила Захаровича Шуфутинского, вот показатель профессионального мастерства. Работа на сцене "Лесоповала", это основа для создания мюзикла, никто не топает, не свистит, а залы забиты до отказа. Это и есть жанр в чистом виде. Эталон!!! Классика!!! Стихи Михаила Танича в теме жанра, пока ни кто не смог перевесить. Вот она, классическая подача жизни на лесоповале.

- Степан, как вы думаете: шансон - политичен или нет? Стоит ли шансонье вмешиваться в такие вот дела?

- Камень в "огород" Александра Яковлевича Розенбаума? Шансон, уже давно, сдал свои позиции диссидента, поэтому и Розенбаум, перестал создавать былые шедевры блатной песни. Сегодня только ленивый не затрагивает этого человека, при жизни ставшего достоянием России. Хотя, если объективно рассмотреть позиции Александра Яковлевича в политической жизни, он там только физически. Он, скорее всего не политик, а всего лишь наблюдатель процессов: голосую за компанию, за "своих", как во дворе. Александр Новиков, в политику не вхож, но в культуре, пытается призвать многих деятелей, более нравственно нести культуру в массы. Да и культурой, это назвать язык не поворачивается - ярко выраженная пропаганда успеха "голубых". Сегодня шансон, не имеет никакого влияния на политические процессы. Этот жанр, изгой. Его пытаются облагородить, за счет добавки творческих банкротов из попсы. Но, увы! Шансон, для нашего народа, это песни о тюрьме и насилии и нас никогда не будут показывать регулярно с песней о тюрьме и воровстве по центральным каналам ТВ. Грудастая Лолита, Бабкина Надежда, в жанре себе места не найдут. Дешевые эфиры на радио, они пока в состоянии оплачивать. Это пока. Передачи типа "Кафе шансон", тоже не имеют будущего. Не те персоны показывают, точнее, не с тех начали.

Шансонье, прежде всего, равноправный гражданин своей страны. В Конституции, нет ограничений в этом плане. Если шансонье, считает что он готов для участия в политике, ради Бога, флаг ему в руки. Политика, прежде всего образ жизни. Если я, буду на сцене петь "Воруй Россия", а с трибуны в Думе, требовать ужесточить меры по борьбе с преступностью, кто я тогда буду? Колобок? Нет уж, управлять страной должны люди идейные. Пока для меня, есть один человек, которому готов верить в политике. Это наш Президент, Владимир Владимирович Путин. Не хочу быть разочарованным в нем, ох, как не хочу. Я люблю свою страну, люблю как Родину, а не как государство. Родина, меня вырастила и выкормила, дала воспитание и веру в Бога. А Государство, я сегодня вижу в лице казнокрадов, мздоимцев и забытого полка в Афганистане и Чечне. Государство я вижу, глазами матери, погибшего солдата. Итоги политики государства, вижу на больничной койке солдата, которому в 19 лет, отбили пинками ноги. Вижу свою несчастную мать, которая за всю свою честную, трудовую жизнь получила от государства два ведра медалей, полтонны почетных грамот, две с половиной тысячи рублей пенсии, и торжественное рукопожатие:посмертно. Это, моя личная политическая позиция, между гражданином и государством.

- Совершенно нескромный (может быть) вопрос: музыка на сегодняшний день - это ваш основной источник доходов или это не кормит?

- По крайней мере, я стараюсь создавать приоритет для того, чтобы музыка в моих доходах доминировала, я не альтруист и все зависит от интенсивности напряжения мозгов. Если мозг, вырабатывает гормон таланта, значит, буду кушать. Когда хорошо кушаешь и мозги работают лучше. Но есть такая тенденция, они работают на полную катушку, когда чувство голода, не вызывает у тебя привыкание к голоду.

Работаю много и упорно. Весь свой бизнес, привязываю по мере возможностей, к музыке. Такой подход, дает возможность хорошего холдинга. Привычки копить не имею. Деньги надо тратить. Тогда знаешь им истинную цену.

Только тратить надо их разумно, обеспечивая дивиденды на будущее. Не настолько я талантлив, чтобы до преклонных лет заниматься написанием и исполнением песен. Всему, увы, свое время, это необходимо понимать и быть готовым.

- Что в большей степени делает артиста знаменитым: его талан и умение работать или грамотный продюсер, который грамотно вкладывает в него деньги?

- Артиста, делает знаменитым слушатель. Это результат и таланта, и умения работать, и грамотность продюсера.

- Как вы относитесь к тем утверждениям и заявлениям, что шансон живет на деньги воровского общака? И ещё, риторическое обвинение, что шансон криминализирует сознание народа:. Мол, какие песни на дворе, такой и народ.

- Если затрагивается такой вопрос, я сделаю свой комментарий к нему. Утверждения и заявления такого характера, беспочвенны и сравнимы с фантазией подростка. Так называемый, воровской общак, своего рода фонд, который существует для благих целей. Благодаря именно этим фондам, в голодные для лагерей 1990-ые годы, осужденным оказывалась помощь. Были в стране лагеря, где зекам в положенном им рационе, отсутствовали самые необходимые продукты. На складах и хранилищах, Управления Исполнения Наказания тогда еще при МВД РФ, кроме капусты и моркови, не было ничего, картофель давали раз в неделю. Морской капустой кормили зеков. Разве это справедливо? Государство, взявшее на себя Конституционное право заключать под стражу, забыло о своих Конституционных обязанностях. Кто с этим не сталкивался, наверно не знают о том что, даже подследственным, родственники передавали с воли постельное бельё и принадлежности. Сейчас стала модной тема Сталина, в интерпретации Солженицына о зверствах ГУЛАГа. А чем, скажите, отличались события в 1990-х?

В те годы, в лагерь возили продукты, лекарства, теплые вещи, туалетные принадлежности. Начальники лагерей, прекрасно это понимали и шли навстречу добрым делам. Спасибо им за это. К одному из таких благотворительных складов, в те годы я имел очень близкое отношение. Тогдашний начальник РУБОП нашей области, ныне пенсионер, как-то даже попытался устроить шмон, мотивируя своё намерение тем, что на складе у нас, по его информации, есть оружие и наркотики. Но когда я в присутствии адвокатов и представителей общественности, показал ему склад, он больше таких глупых гипотез не выставлял. Я, высказал своё представление о назначении общаковой помощи. У правоохранительных органов, может быть существует своя версия. Им, со своей "колокольни" виднее. Все эти сказки из фильмов по телевизору, рассчитаны на одурачивание народа и дискредитацию воровского братства, с подачи органов. Они и пишут все сценарии, от которых просто тошнит. Семейная касса, всегда была, и будет существовать для нужд семьи, и обсуждению не подлежит. Вывод!!! Шансон, существует и процветает на собственные, заработанные интеллектуальным трудом, деньги. Защиту, этого интеллектуального труда, до сих пор не может осуществлять государство.

Криминализует сознание народа не песня, а система государственной идеологии. Кому мешали пионеры? Кому мешали в школах разные кружки по интересам, живой уголок, куда дети несли своим питомцам лакомства, свою любовь и заботу? Куда исчезли футбольные площадки на школьных дворах? А я вам скажу: растворились они в карманах казнокрадов во власти и алчности народной. Забыв о своих детях, родители бросились растаскивать ничейное добро и колотить состояния, чартерными рейсами из Арабских Эмиратов. Сегодня, слово героин, знает любой первоклассник. Сила, сегодня в сознании молодёжи нужна, прежде всего, для насилия над слабым. Голливудский мусор в виде зомби на телеэкранах, порождает безбожие в молодежи, и воспитывает насилие. Во дворах у нас сегодня, не песни, а кино. Еще никто после песни "Владимирский централ", не взял нож и не зарезал сверстника, и не отобрал пенсию у бабушки. А вот после фильма "Брат", беспредел и образ "Данилы", выплеснулся на улицу и вылился на голову и плечи общества. Наше поколение, как бы, переходное что ли, мы застали лучшее из прошлого, и пережили негативное, у молодежи сегодня нет наставников. Быть блатными, удел избранных, а лезут все. Вот и режут и грабят без разбора, почем зря. Потом, получая по "четвертаку" на рыло, уже в лагере, начинают задумываться и верить в силу Господа. Уровень преступности в стране высок, но это итог правления тех, кто стоит во главе государственной власти. Всех по тюрьмам не посадишь, троллейбусы водить некому будет.

- Степан, вернемся к вашему творчеству, что планируете в ближайшее время, что готовите к выпуску?

- Пока что, ничего особого не планирую. Готовлю к выпуску, новые альбомы своих проектов. Хорошо или плохо, судить вам, делаю, как умею. Планирую записать на DVD концерт с живыми музыкантами, с настоящим живым звуком. Мне сказали, в Питере, есть такие люди, попробую с ними найти точки соприкосновения. И еще хочу, познакомится с Александром Яковлевичем Розенбаумом, и сказать ему простое человеческое спасибо, за песни, на которых мы выросли и взрослеем.

- Что бы вы хотели пожелать своим слушателям и вообще любителям и ценителям шансона вообще и ваших песен в частности?

- Хочу всем, независимо от того, мои они песни слушают или других исполнителей, благополучия в семье. Доброты и милосердия. Пусть всегда Господь будет у каждого в душе. С Богом в душе, жить легче!

- Удачи вам и спасибо за беседу.

- Спасибо вам, Михаил, за то, что не пожалели времени для нашей, можно сказать, откровенной беседы.

Беседовал Михаил Дюков
Калининград - Оренбург, февраль 2006 г.


vk rutube youtube

Игорь Карташев
Слава Корецкий
Юрий Истомин
Леонид Ефремов
Павел Беккерман
Ольга Сердцева
Геннадий Вяземский
Денис Стрельцов
Игорь Кабаргин
 Назар

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона