Музей Шансона
  Главная  » Разное  » Юр.справка  » Ответы на вопросы

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

ВОПРОС: Как производители фонограмм мы владеем исключительными правами на их использование. Помимо этого, мы являемся обладателями исключительных авторских прав на довольно большой каталог. Обнаружили, что на сайте одной очень солидной организации выложены наши альбомы для бесплатного прослушивания (лицензия "РОМС"), Якобы отчисления производятся в "РОМС", а далее - через еще какие-то структуры (так называемые "общества"), о которых мы никогда и не слышали. По имеющимся сведениям, все эти "общества" торгуют не только нашими произведениями и фонограммами, но и вообще всем, что можно "прихватить", например, иностранным репертуаром. Разве это не нарушение закона? Имеет ли кто-либо право без нашего ведома, без нашего согласия и вопреки нашим интересам распоряжаться нашими законными правами, в том числе давать разрешения на размещение наших произведений и фонограмм в сети, их платное или бесплатное прослушивание, скачивание и т.д.?

ОТВЕТ: Разумеется, нет. "2М" уже публиковал правовые заключения о том, что деятельность подобных организаций по несанкционированному распоряжению чужими правами и сбору чужих денежных средств незаконна. Никто без Вашего согласия, оформленного в установленной законом письменной форме (договор поручения, агентский договор, доверенность), не вправе выдавать лицензии на Вага репертуар держателям сайтов и производителям рингтонов. Размещение произведений и фонограмм в сети является воспроизведением, скачивание также представляет собой воспроизведение, а одним из видов прослушивания записей с Интернет-сайта является публичное исполнение (причем публичное исполнение не может осуществляться без записи композиции на жесткий диск компьютера, т.е. публичное исполнение следует за воспроизведением музыкальной композиции). Эти права могут быть получены другими лицами только на основании договоров с правообладателями или на основании договоров с полномочными представителями правообладателей. Полномочия, как было отмечено, оформляются в письменной форме (с указанием объема полномочий, их срока и т.д.). Как показывает практика, "РОМС" и подобные ему "радетели" за Ваши права игнорируют претензии правообладателей о прекращении выдачи лицензий и возврате неосновательно полученных и удерживаемых чужих денежных средств. "Отчеты" этих "обществ" правообладателям о собранных суммах не способны вызвать доверия. Если Вы не хотите, чтобы нарушали Ваши права, если Вас не устраивает воровство из Вашего кармана, Вам следует незамедлительно принять меры по пресечению незаконной деятельности "пиратов" - владельцев сайтов и их пособников - организаций, создающих условия для нарушения Ваших прав.

ВОПРОС: Мы поставляем рингтоны (мелодии для мобильных телефонов) и сотрудничаем с многими рекорд-компаниями и другими правообладателями. Иногда возникают споры о правах. Где можно проверить информацию о том, кто именно обладает правами на то или иное произведение?

ОТВЕТ: Как правило, компании, работающие на музыкальном рынке, имеют представления о репертуаре друг друга, в том числе информированы о правообладателях на те или иные популярные произведения. Поэтому всегда есть смысл попытаться получить первичные сведения у кого-либо из Ваших лицензиаров - постоянных партнеров. Но любые сведения необходимо проверять, а проверять ту или иную информацию возможно только при изучении правоустанавливающих документов - договоров. Следовательно, если на мелодию претендуют два и более лица, Вы просто обязаны выяснить, кто из них действительно обладает правами. Например, в конце прошлого года один недобросовестный музыкальный издатель (ООО "Издательство "Д...") буквально угрожал контент-провайдерам (поставщикам мелодий для мобильных телефонов) судебными исками: якобы провайдеры нарушили его авторские права на одну композицию. Когда же стали смотреть и анализировать документы (договоры о передаче прав), выяснилось, что претензии издателя безосновательны, поскольку прав на спорное произведение у него нет. Для того, чтобы, с одной стороны, не оказаться заложниками шантажистов, а с другой стороны - не нарушить права истинного их обладателя, следует всегда внимательно изучать документы и, конечно, сотрудничать только с надежными партнерами.

ВОПРОС: К 60-летию Победы готовим несколько альбомов песен военных лет, используем записи с пластинок и из кинофильмов 1941-1945 годов. В РАО нам сказали, что авторские права на эти песни еще действуют (авторы В. Соловьев-Седой, М. Блантер, А. Фатьянов, Б. Мокроусов, К. Симонов и др.). А охраняются ли смежные права исполнителей и производителей фонограмм?

ОТВЕТ: Очевидно, что практически все издаваемые Вами произведения (объекты авторского права, т.е. музыка и тексты песен) должны охраняться. Авторское право на произведение действует в течение всей жизни автора и не менее 70 лет после его смерти, а с учетом того, что авторы используемых произведений работали во время Великой Отечественной войны (создавали песни) или участвовали в ней, срок охраны увеличивается еще на 4 года. 70-летний срок распространяется на произведения российских авторов, охранявшиеся на момент вступления в силу изменений в Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (28 июля 2004 г.). Когда Вы будете оформлять заявку в Российском авторском обществе, то получите точную информацию, произведения каких авторов охраняются, а каких уже нет. По крайней мере, произведения всех перечисленных Вами авторов будут охраняться еще очень долго. Что касается фонограмм и исполнений, то они являются общественным достоянием и могут использоваться свободно. Как следует из Вашего вопроса, записи песен были созданы и опубликованы 60 и более лет назад. Сроки охраны смежных прав короче, чем срок охраны авторского права, и составляют 50 лет. Для исполнителей - 50 лет с момента первого исполнения (фиксации исполнения). Установленный Законом 4-летний бонус-срок для исполнителей, работавших во время войны или участвовавших в ней, в рассматриваемом случае не влияет на охраноспособность исполнений (54-летний срок их охраны истек). Для производителей фонограмм 50-летний срок начинает исчисляться с первого опубликования фонограммы или, если фонограмма не была опубликована, - с момента ее записи. Фонограммы также уже перешли в общественное достояние, так что о смежных правах в альбомах песен военных лет Вам можно не беспокоиться. Однако следует отметить, что никто не запрещает Вашей компании выплатить какие-либо отчисления артистам, музыкантам - а скорее всего, наследникам тех замечательных исполнителей, чье творчество многие десятилетия любимо народом и, как мы все понимаем, внесло неоценимый вклад в Победу.

ВОПРОС: 1 февраля этого года закончился срок действия договора нашей компании с обладателем авторских прав. Мы прекратили тиражирование дисков и успели продать тираж дистрибьюции. Но на днях один из магазинов, торгующих нашей продукцией, получил претензию о незаконном распространении дисков. Адвокат правообладателя ссылается на истечение срока действия нашего договора. Есть ли основания для предъявления каких-либо претензий магазину или нам?

ОТВЕТ: Авторский договор о передаче прав имеет срок, в течение которого ваша компания была вправе использовать произведения, а именно их воспроизводить на дисках и распространять. По истечении срока действия договора вы не вправе ни допечатывать тиражи, ни распространять экземпляры дисков. Вы сообщаете, что до истечения срока действия договора продали тираж, т.е. распространили экземпляры произведений. Новые тиражи вы не производите и их не распространяете. Следовательно, с 1 февраля вы произведения не используете, и потому нет оснований для предъявления претензий вашей компании. Что касается магазинов и иных третьих лиц, то они вправе распространять те диски, которые были выпущены и проданы вами в период действия договора с правообладателем. Как установлено п.З ст. 16 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" № 5351-1 от 09 июля 1993 г. в действующей редакции (далее - "ЗоАП"), если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

ВОПРОС: Мы предъявили претензию о нарушении наших исключительных прав на несколько музыкальных композиций. Нарушитель признал факт использования произведений и фонограмм без договора с нами, но не согласился с суммой требуемой компенсации. Неожиданно узнали, что нарушитель без нашего на то разрешения перечислил на наш банковский счет сумму, которую счел "достаточной" за допущенное нарушение. Мы категорически с этим не согласны и намерены судиться. Какие должны быть действия?

ОТВЕТ: Действия должны быть следующими: Ваша компания обращается в Арбитражный суд с иском о защите нарушенных авторских и/или смежных прав. Вы сообщаете о признании ответч иком факта нарушения права и о перечислении ответчиком без Вашего на то согласия суммы. Перечисленную сумму Вы можете вернуть ответчику, а можете просить Арбитражный суд учесть ее при взыскании компенсации. Если Вы не возвращаете деньги, желательно уведомить нарушителя о несогласии с выплаченной суммой и о том, что считаете ее лишь частью причитающейся Вашей компании компенсации (либо частью понесенных Вами убытков).

Подобным образом, например, поступила наша юридическая компания в споре с ООО "Пластик Медиа". ООО "Пластик Медиа" является контент-провайдером - поставщиком рингтопов. Были обнаружены рингтоны, на создание и использование которых контент-провайдер не получил разрешения от правообладателя. На претензию руководство ООО "Пластик Медиа" ответило, что разыскивать правообладателей ему "затруднительно". В том случае, когда правообладатели "объявляются", компания обычно заключает договор и выплачивает "задолженность" по установленным компанией ставкам. Выплачивать компенсацию в установленном ЗоАП диапазоне от 10.000 до 5.000.000 рублей ООО "Пластик Медиа" категорически отказалось. Без согласия на то правообладателя нарушитель перечислил ему "двойной гонорар". В настоящее время исковое заявление о взыскании компенсации с недобросовестного контент-провайдера направлено в один из судов Москвы. Третьим лицом по данному делу привлечен оператор сотовой связи. Помните, что выбор способа защиты нарушенного права является исключительной прерогативой правообладателя (истца), что закреплено в ст. 49 ЗоАП, ст.ст. 39, 196 Гражданского процессуального кодекса РФ.

ВОПРОС: Наша рекорд-компания владеет исключительными правами на многие музыкальные произведения. На днях к нам обратилась кинокомпания за разрешением на использование музыки в телесериале. Какой договор следует заключать?

ОТВЕТ: В кино- и телефильмах звучит не только специально написанная для них музыка, но также используются известные произведения, которые включаются в фильмы как полностью, так и фрагментарно. На любое использование произведения (части произведения), даже если музыка звучит фоном, студия обязана получить права.

Разумеется, условия договоров могут быть самыми разными. Если коротко, то предмет договора - это передача изготовителю фильма права на использование произведения (части произведения с указанием хронометража) для создания аудиовизуального произведения (фильма). Изготовитель фильма как владелец исключительных прав на использование фильма вправе осуществлять и разрешать любое использование фильма в течение срока охраны авторских прав на фильм. Однако изложенное не относится к музыке, используемой вне фильма (отдельно от него), что следует оговорить в договоре. Например, компания "Мега-лайнер" как владелец исключительных авторских прав на произведение "Черный бумер" в прошлом году многократно заключала подобные договоры, оставляя все права на использование произведения вне фильма за собой.

Ирина ТУЛУБЬЕВА,
начальник отдела авторского права ЗАО "Интеллект-Консалтинг", Москва

«Музыкальный магазин», #3(127) 14-27 февраля, #8(132) 25.04.05-08.05.05



vk rutube youtube

Владимир Маркин
Валерий Ободзинский
Мила Елисеева
Николай Йоссер
Веня Одесский
Иван Московский
Алеша Димитриевич
Андрей Никольский
Вадим Козин
Сергей Кама

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона