Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Это песня преступного мира...»

«Это песня преступного мира...»

Блатная песня — это не только музыка. По сути это еще и своеобразная «энциклопедия» преступного сообщества, рассказывающая об его истории, быте, сложных внутренних взаимоотношениях. В некоторых случаях это еще знак и символ. Так, во времена строгого соблюдения «закона» существовали песни, которые могли исполнять только авторитетные сидельцы. В их число входит песня «А на банах — шум, гам, суета», написанная в предвоенный период.

«ДЕЛОВЫЕ» И В ЗАКОНЕ

В ходе революции и последующей Гражданской войны старый уголовный мир Российской империи буквально растворился среди преступников новой формации. Разбои, налеты, грабежи вросли в повседневный быт советских граждан. Править бал в преступной среде стали налетчики.

На первых порах они, где хитростью, а где и силой, сумели подмять под себя старых воровских лидеров. Налетчики оказались во главе большинства преступных банд и группировок, стали задавать тон на свободе и в местах заключения. Достаточно вспомнить знаменитого петроградского налетчика Леньку Пантелеева или одесского Мишку Япончика. Среди налетчиков также имелось большое количество бывших белых офицеров.

Свою преступную деятельность они преподносили как выражение несогласия и протест против власти Совдепии, что приносило им дополнительный моральный авторитет. В результате за налетчиками прочно закрепилось название «идейные», или «деловые».

Нэп 20-х годов XX века оживил частную торговлю и предпринимательскую деятельность. Владельцев ценностей при нэпе не было нужды «вычислять», все они находились на виду, успевай только чистить их кошельки, магазины и квартиры. Поскольку многие нэпманы наживали свой капитал, в основном, нечестным путем, то только единицы из ограбленных решались обращаться за помощью в милицию.

«Идейные» налетчики насаждали свои нормы поведения в преступных сообществах, вовлекали в свои шайки новых членов.С другой стороны, авторитеты старого преступного мира, хорошо знавшие друг друга, хотели дать бой «деловым» и восстановить свои позиции. Начались борьба и перераспределение власти. Если на свободе «идейные» налетчики все еще правили бал, то в лагерях власть прибрали к рукам потомственные арестанты — «Иваны» и паханы.

ХОРОШИЙ КОМПРОМИСС

Преступники с дореволюционным стажем, в основном, были ворами — «профессионалами» высочайшего класса. Как правило, они уже достигли преклонного возраста и поэтому много внимания уделяли подготовке своей смены, обучению молодежи воровским приемам. Обучение шло и на воле, и в тюрьме.

Постепенно воры и налетчики нашли общий язык, о чем заключили соответствующее соглашение. Это соглашение получило название «закона». По некоторым данным, он был написан кровью на листе древнего пергамента.

Одним из главных установлений «закона» стал запрет трудиться, в том числе и в местах лишения свободы. Воры и налетчики обязывались жить на нетрудовые доходы, вести праздную жизнь. Им запрещалось иметь семью.

До тех пор пока преступник не отказывался от родных, его не принимали в воровское сообщество, потому что поддержание связи с семьей могло привести к аресту.

«Деловым» и «законникам» запрещалось служить в армии, состоять в общественных организациях. Воровская этика под страхом смерти запрещала обкрадывать друг друга, наносить побои и оскорбления, даже замахиваться на человека, соблюдающего «закон».

Братья Жемчужные тоже исполняли эту песню

Контроль за соблюдением правил, прием нового пополнения в свои ряды, разрешение конфликтов, установление новых традиций и вынесение смертных приговоров ворам, допустившим нарушение воровского кодекса чести, возлагался на сходку, на которую обязаны были являться все. Сходку мог объявить и собрать любой из воров.

Запрещалось также враждовать на почве национальных различий, стремиться к досрочному освобождению, вмешиваться в политику, заниматься коммерцией и спекуляцией, проводить «правилки» (суды) в нетрезвом состоянии, брать в руки оружие из рук власти, не выполнять решений сходки, иметь контакты с органами правопорядка, совершать хулиганские действия.

Воровское сообщество обязывало своих членов следить за порядком в СИЗО и лагерях, устанавливать там полную власть воров.

«ЗАЕЗЖИЙ КЕНТ ЗАМОЧЕН НА ГЛУШНЯК...»

В принципе, о некоторых событиях из жизни авторитетных членов преступного мира и рассказывает песня «А на банах — шум, гам, суета». Всю жизнь она считалась воровской. Но если проанализировать ее текст, то становится ясно, что речь там идет о самом классическом разбое:

Глухой удар по тыкве волосатой,
Заезжий кент замочен на глушняк,
Мы обшмонали его лепень полосатый:
В карманах — ветер, а точней — голяк!

То есть «заезжий кент» не обворован карманником, а просто ограблен с применением физического насилия. Понятно и то, что главным героем и исполнителем песни от первого лица является грабитель и налетчик. Судя по всему, песня была написана в начале 1930-х годов, когда воры еще не дистанцировались от грабителей как от своих собратьев по преступному ремеслу и имели между собой много общего.

Герой песни с удовольствием наблюдает, как малолетние воры — «гольцы» — совершают карманные кражи прямо на глазах у сотрудника милиции «...и на самых шнифтах у мента, они шустро по ширмам шмонают». При этом он ощущает себя личностью, которая в преступной иерархии стоит намного выше простых карманников. Это тоже ситуация из 1930-1940-х годов. Тогда любой злостный «мокрушник», вооруженный пистолетом, считался более серьезной фигурой, чем профессиональный вор. В этом плане можно вспомнить знаменитого Фокса — персонажа культового фильма «Место встречи изменить нельзя».

Окончательно вся власть перешла к ворам только в 1960-х годах. И только тогда по понятиям вооруженный грабитель, совершающий первую «ходку», стал котироваться ниже, чем рядовой вор-домушник. И «тяжелая статья» не играла при этом никакой роли.

Впрочем, на судьбе песни «А на банах — шум, гам, суета» это никак не отразилось. Ее по-прежнему пели только авторитетные сидельцы, мало задумываясь над ее истинным содержанием. В музыкальном плане песня изменилась мало, исполнялась она под гитару на мелодию вальса, в три такта, что придавало ей налет некой романтической старины.

В силу особой специфики песня была густо насыщена блатной лексикой, и в некоторых вариантах для ее перевода с фени на русский язык требовался специальный словарь. Некоторые куплеты песни были изменены либо дополнены.

Например, вместо слов «...я заглотил “Агдама” семь порций», в 1970-х годах стали петь «...коктейля семь порций». Это звучало более благородно, чем упоминание дешевого портвейна «Агдам», производимого в Азербайджане.

Впрочем, некоторые рядовые урки, бравируя своим «пролетарским происхождением», предпочитали именно первый вариант с «Агдамом». Из известных деятелей шансона песню «А на банах — шум, гам, суета» очень любил исполнять Аркадий Северный, а также одесские барды.

«А НА БАНАХ — ШУМ, ГАМ, СУЕТА»

(Основной вариант)
Пой, гитара, гитара моя, семиструнная лира,
Я вам песню по фене спою,
Это песня преступного мира, (2 раза) 
Эту песню все урки поют,

Это песня преступного мира.
А на банах — шум, гам, суета,
А на банах гольцы промышляют,
И на самых шнифтах у мента (2 раза)
Они шустро по ширмам шмонают. 

А на мне сегодня новые коцы,
Плевал я на зону и тюрьму.
Я заглотил «Агдама» семь порций (2 раза) 
В натуре, этот кипиш мне ни к чему!

Глухой удар по тыкве волосатой, 
Заезжий кент замочен на глушняк, 
Мы обшмонали его лепень полосатый: (2 раза) 
В карманах — ветер, а точней — голяк!

А я канаю мирно с «пушкою» в кармане,
Мне глубоко плевать на фраерской базар. 
Я после дела загляну к подруге Тане, (2 раза) 
Где мы с кентами сбросим нажитой навар! 

Пой, гитара, гитара моя, семиструнная лира,
Я вам песню по фене спою,
Это песня преступного мира,
Эту песню все урки поют.
Это песня преступного мира.

Андрей Федоров
За решеткой, №8 август 2014


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 1485

vk rutube youtube

Валерий Ободзинский
Мила Елисеева
Николай Йоссер
Веня Одесский
Иван Московский
Алеша Димитриевич
Андрей Никольский
Вадим Козин
Сергей Кама
Сергей Гвоздика

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона