Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Разговор о музыке с директором музея шансона

Разговор о музыке с директором музея шансона

Музей шансона расположился в обычной квартире на проспекте Ветеранов. В следующем году этот музей отметит свое 10-летие. В коллекции более 5 тысяч CD-дисков, более 400 DVD, есть mp3-записи и аудиокассеты. Здесь собрано 279 295 песен. Все можно послушать на популярном в интернете сайте с одноименным названием. Директор этого популярного музея Владимир Степанович Окунев гостям всегда рад.

Милиционер — коллекционер

Владимир Окунев

Старшего прапорщика в отставке 7-го отдела милиции Кировского РУВД Владимира Окунева знают все известные исполнители русского шансона. В музыкальных кругах он известен не как представитель правоохранительных органов, а как страстный коллекционер самых разнообразных материалов, относящихся к явлению популярной в определенных кругах музыки.

Владимир Окунев стоял у истоков появления в нашем городе первой радиостанции "Русский шансон». Вместе с друзьями-энтузиастами он создал во всемирной паутине специализированный сайт, полностью посвященный шансону. Там можно найти любую информацию об исполнителях жанра, послушать и скачать песни любимых исполнителей, а также почитать легенды создания популярных шлягеров. Например, мало кто знает, но в музее шансона собрано около 20 «старых» вариантов и около десятка современных вариантов знаменитой «Мурки», там же можно прочитать историю создания песни и узнать, кто был прототипом бесстрашной бандерши.

В разделе «персоналии» насчитывается более 400 имен, которым посвящены отдельные страницы. В том числе есть, к примеру, страничка, посвященная творчеству замечательного поэта нашего времени Глеба Яковлевича Горбовского, который, как известно, является автором стихов «Фонарики ночные» («Когда фонарики качаются ночные...»), «Песенка про постового» («У павильона «Пиво-воды»). Их исполняют многие российские шансонье.

— Сколько себя помню, я всегда что-то коллекционировал. Первой коллекцией были спичечные этикетки, потом монеты. Позже я увлекся детективами, — вспоминает Владимир Степанович. В период так называемого застоя собирать литературу этого жанра было нелегко: она, во-первых, была в ранге «повышенного спроса»; а во-вторых, тиражи были по тем временам неадекватны спросу. Несколько лет назад он подарил значительную часть своего собрания Шугозерской сельской библиотеке, что в Тихвинском районе Ленобласти.

А позже, с легализацией шансона, он увлекся этим жанром. Теперь у него в коллекции огромное количество афиш, фотографий, плакатов, различных сувениров.

Песни русские, а слово французское

— Песни в жанре шансон недостаточно просто услышать — их надо понять. Он усиливает ощущения человека, — говорит Владимир Окунев. — Эти песни «про жизнь», и, конечно, не стоит забывать о том, что этот жанр имеет петербургские корни: Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Вадим Козин — все они начинали в Петербурге. Шансон — это бардовская, солдатская и блатная песня, уличный фольклор, народная песня. Зачем все эти жанры смешали и назвали шансоном, я не знаю, — поясняет он. — Санкт-Петербург, бесспорно, также является столицей и родиной современного «русского шансона», но, наверное, данное направление музыки не получило бы такого развития, если бы не жили в этом городе такие замечательные люди, как «патриарх шансона», живая легенда Сергей Иванович Маклаков, народный артист России Александр Яковлевич Розенбаум и многие другие ныне здравствующие, и те, кого уже с нами нет — Аркадий Дмитриевич Звездин (Северный), Владимир Тихомиров, Николай Серафимович Резанов — бессменный руководитель и лидер ансамбля «Братья Жемчужные».

Можно по-разному относиться к песням, исполняемым в этом формате. Но, к примеру, Владимир Ленин не был чужд этого жанра и слушал в парижских кафе Г. Монтегю-са. Об этом написано в энциклопедии 1978 года.

В своем современном виде шансон оформился примерно к началу XX века. Его первый расцвет пришелся на Первую мировую и Гражданскую войну, времена нэпа. Происходили эпохальные события, и песня на них откликалась. Второй расцвет случился в 1950-е. Тогда, после смерти Сталина, на свободу вышло много талантливых интеллигентов, которые писали стихи, рассказы, воспоминания о том, с чем столкнулись за колючей проволокой. Еще есть военный шансон: песни о штрафных батальонах, «афганские» и «чеченские» песни. Есть и блатные песни, связанные с войной, например, «Я был батальонный разведчик». Тут и про войну, и про любовь с изменой.

— Один из исполнителей блатных песен сказал как-то: «Сидеть в тюрьме и петь о тюрьме может только ненормальный». Как правило, эти песни пишутся на воле. Взять того же Михаила Танича. Отсидел он уже достаточно давно, но тексты на блатную тематику писал вплоть до самой смерти. Есть и исключения: братья Полярники писали именно на зоне, — говорит знаток шансона.

Действительно, одна из составляющих жанра — песни о неволе, тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишенных свободы. Такие песни часто называют блатными. Что понимается под словами «блатная романтика»? В настоящих блатных песнях этой самой романтики, как ни странно, практически нет. Основные темы — предательство друга (пример, песня М. Круга «Роза»), измена любимой, смерть матери, не дождавшейся сына (И. Кучин, «Человек в телогрейке»). Что же здесь романтического? Герои песен в тюрьме тоскуют о любви и жизни на свободе, а не наоборот. Если человек, любящий блатные песни, — потенциальный вор и убийца, то как же тогда быть с Владимиром Высоцким, Александром Галичем, Леонидом Утесовым, Юрием Никулиным, исполнявшими эти самые песни?

Кто-то, правда, не принимает терминов «шансон», «русский шансон». Иван Кучин сказал, что если существует «русский шансон», то должен тогда по логике быть и «бурятский шансон», «украинский шансон». Жан Татлян также заявил, что назвать данный жанр «русский шансон» — это то же самое, если всю парфюмерию объединить и назвать «русский Шанель». Ясно, что речь идет о парфюмерии, но непонятно, о духах, одеколоне или туалетной воде.

— На мой взгляд, одно из правильных названий дал Анатолий Днепров, назвав данное направление в музыке свободным стилем. Но дело не в этом. Пускай как угодно его называют— главное, что людям нравится. Современный шансон, если можно так выразиться, отдает цивилизацией. Мы живем в XXI веке, нельзя же все время петь про колючую проволоку да про тюрьму. Вокруг море образов. Хотя сразу хочу сказать, что мне в шансоне именно так называемая блатная тема ближе всего, более любима, — говорит Владимир Степанович. — А в России шансон почему-то стали ассоциировать с тюремной, блатной лирикой. Но блатная песня по своей сути — это все-таки совсем другое, чем шансон. Наш знаменитый шансонье Жан Татлян никогда не пел блатных песен. А если отталкиваться от французского перевода слова «шансон» — «песня-песенка», то один из ярчайших примеров — Шарль Азнавур также не имеет в репертуаре песен о тюрьме, — замечает директор музея.

Это не только тюремная лирика

— Шансон — даже если и вымысел, то максимально приближенный к жизни. Конечно, сейчас и в шансон полезли люди, для которых главное — деньги. Но это — однодневки. Пройдет немного времени, и о них забудут, а вот такие вещи, как «Ушаночка» Геннадия Жарова или «Я куплю тебе дом» группы «Лесоповал», навсегда. Люди, которые сами сталкиваются с жизнью, с экстремальными ситуациями, хотят человеческого и доброго. Их трогают лирические песни — о маме, любимой, о доме и родине. Человеческие песни из той жизни, которая была у каждого из них, и людям они дают облегчение, надежду, что все еще у них в жизни будет хорошо. А песни про тюрьму «не прокатывают». Люди там от нее настолько устали, — говорит Окунев.

Многие считают шансон примитивным жанром. Он не примитивен, примитивны его образцы, то, что сейчас крутят про тюрьму и нары. В любом жанре есть грубый примитивизм на уровне пошлости, на уровне подворотни, и в шансоне тоже. По моему мнению, это Эр-гард, группа «Воровайки», Заря. Положительные певцы — их много: Александр Розенбаум, Александр Новиков, Александр Маршал, Иван Кучин. Они — поэты. И в основе шансона лежит именно поэзия, а не тексты. Песни на стихи, подчеркиваю, на стихи, а не на тексты, Сергея Есенина будут петь всегда. Один из ярких современных поэтов шансона — наш питерский поэт Эдуард Кузнецов. Его песни исполняют Катя Огонек, Михаил Шуфутинский и другие.

Шансон — это не только тюремная лирика, поднимающая вопросы бренности бытия, иногда в несколько грубоватой форме, а еще и красивая, лирическая музыка с прекрасными словами и глубоким философским смыслом, например, Михаил Круг, «Свобода».

Есть много подразделений шансона, но в нем всегда важен текст, а не музыка.

Прежде всего это честная песня, спетая от души и для души, а не для ног. Но есть исполнители, для которых важен не только смысл, но и красивые аранжировки: Анатолий Днепров, Александр Кальянов, Слава Медяник, Александр Розенбаум, Михаил Круг. Они не просто под гитару поют, а используют большое количество «живых» инструментов.

Пальцы веером

— Интересно, что большинство «народных» блатных песен имеет своих конкретных авторов. Песню «Постой, паровоз», известную нам с напева Юрия Никулина, написал питерский автор — Николай Ивановский. Так называемую народную песню «Окурочек» сочинил писатель Алешковский. Любопытно мнение писателя Игоря Губермана, которое он высказал в прямом эфире. Попав в свое время на зону и знакомый со всеми проявлениями этой стороны жизни, Губерман заявил, что все блатные песни, придуманные за два последних десятилетия, спекуляция на теме и чистый «фальшак». Серьезных аргументов он, правда, не привел — просто субъективное мнение опытного человека. Что-то в этом есть, ведь неспроста многие легенды жанра предпочитают петь старые, проверенные временем песни: «Мурка», «Кирпичики», «Снова эти крытые вагоны», «Ванинский порт» — не правда ли, знакомый репертуар «Братьев Жемчужных», Михаила Гулько? – говорит Окунев. — Так получилось, что шансон, уходящий корнями в фольклор XIX века (вспомните хотя бы песню А. Толстого «Колодники» — на мой взгляд, самый яркий пример «каторжанских» песен), жанр, время от времени запрещенный, существующий параллельно «законным» советским песням, стал главным смыслом моей жизни, — с гордостью заявляет Владимир Степанович.

 

Если вы захотите посетить музей шансона, то обращайтесь на сайт www.shansonprofi.ru, который посвящен жанру «русский шансон» и где размещены только авторские работы и оригиналы. Любое использование материалов сайта без разрешения владельцев является нарушением действующего законодательства.

Наталья Матвеева
Красненькая речка, №38(179), ноябрь 2012


Комментарии

30.01.2013 16:22 Глеб
Как известно Николай Ивановский не был автором песни "Постой, паровоз". Его права на данную песню ничем не подтверждены кроме его личного утверждения. В книге Майкла и Лидии Джекобсон «Песенный фольклор ГУЛАГа как исторический источник» есть песня с весьма знакомыми словами (в чем могут убедиться читатели «ЗР»). В примечании указано, что текст взят из коллекции Александра Варди, эмигранта, многие годы собиравшего фольклор сталинских лагерей. Ныне эта коллекция хранится в университете Стэнфорда. Так вот, на полях рукописи с текстом стоит пометка: «Магадан, 1939 г.»... Так что в авторстве Ивановского это просто ремейк на известную песню.
03.02.2013 18:25 RRR
Бросьте, права Николая Иванвского зарегистрированы в РАО, а данная книга "Песенный фольклор ГУЛАГа" написана дилетантами и профанами, там песни Новикова и ТОкарева относятся к народному лагерному творчеству периода 1940-1950-х годов, вы бы хоть книжку почитали, а я ее читал от начал до конца и рыдал от хохота. Поэтому не повторяйте чужие глупости))))
03.02.2013 19:43 Глеб
RRR - Ты можешь рыдать и хохотать до коликов в животе... Если я сейчас приду в РАО с текстом "Постой, паровоз" и попрошу зарегистрировать себя как автора данной песни, то это будет сделано без проблем. РАО не занимается спорными вопросами, этим занимаются судебные инстанции. Плагиат был всегда, а в шансоне его не мало. Тот же Звездинский приписывается себя авторство известных песен питерского барда Александра Лобановского "Сгорая плачут свечи" и др. Как известно "Поручика Голицына" тоже написал не Звездинский. Да и у тебя самого нет собственного имени...

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 5168

vk rutube youtube

группа Балаган лимитед
Виталий Волин
Юрий Белоусов
Марина Буданова
Анатолий Корж
 Афина
Михаил Загот
Вадим Край
Юрий Морфесси
Дмитрий Тамбовский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона