Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Елена Ваенга: "Я посчитала бы за честь спеть в дуэте с Жанной Бичевской"

Елена Ваенга: "Я посчитала бы за честь спеть в дуэте с Жанной Бичевской"

Елена Ваенга

Елена Ваенга родилась в Североморске, далеко на севере — в Мурманской области. Когда-то этот город носил название Верхняя Ваенга. Отсюда и псевдоним такой получился. Сама Пена признается, что давно уже "вросла' в свою теперешнюю фамилию, а настоящую вспоминает с трудом.

Любопытно, что ее родители были обычными инженерами, работали на заводе по ремонту атомных подводных лодок СРЗИ "Нерпа". Завод находился прямо на побережье Кольского полуострова в небольшом городишке с характерным для северного региона названием "Вьюжный".

Несмотря на свои инженерские должности, родители Лены были не чужды музыкальных интересов. Свои пристрастия они пытались привить и дочке. Правда, у каждого это получалось по-своему. Вот что говорит сама Лена: "Родители очень много времени отдавали моему музыкальному образованию. Мама все время сидела за фортепиано и пела. И папа пел, но не так много: в основном, "Мурку" и "Топится в огороде баня..."

Если бы родители не занимались музыкой со своей трехлетней дочуркой, то тогда вряд ли в девятилетнем возрасте Лена смогла бы написать свою первую песню и стать победителем Всесоюзного конкурса молодых композиторов на обширном Кольском полуострове. Хотя, кто его знает, этот талант? Может быть, и на целинном поле он бы дал свои всходы.

В любом случае, по окончании средней школы одарённая выпускница попадает в музыкальное училище имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и, завершив там учебу, получает диплом профессиональной пианистки и концертмейстера. Классическое музыкальное образование подразумевает игру на концертах произведений Баха, Бетховена, Шуберта, Берлиоза и многих других известных композиторов. Но оно не позволяет музыканту раскрыться полностью в художественном, актерском плане. И, пожалуй, самое главное, оно не дает той полноты самовыражения, которая необходима автору-исполнителю — сочинителю собственных стихов и музыки.

Когда Владимира Высоцкого спросили в начале семидесятых годов, что для него главнее — театр или авторская песня — он ответил: и то, и то. А в конце семидесятых им был сделан уже однозначный выбор в пользу песни. Тогда он сказал примерно так: "В театре над артистом стоит режиссер, художественный руководитепь, наконец, сам Господь Бог, а песня целиком принадлежит мне, и я делаю с ней все, что хочу". Елена Ваенга относительно своих раздумий в тот период сообщает следующее: "Для меня, если так можно сказать, "наметилась" стезя вокалистки и исполнительницы собственных песен. Я поняла, что мне необходимо дополнительное образование, если я хочу называться певицей. Пришло чувство, что я не так двигаюсь, говорю. Я стала ощущать, что пространство, которое я занимаю на сцене, — не мое...".

Тогда Елена Ваенга пошла учиться в БИЭПиП (Балтийский Институт Экологии, Политики и Права) на курс к Петру Вельяминову и вышла оттуда уже со специальностью "драматическая актриса театра и кино". Своих учителей - Петра Сергеевича Вельяминова и Геннадия Рафаиловича Тростинецкого (РАТИ — Российская Академия Театрального Искусства) она вспоминает с теплотой и любовью. Ведь это они научили ее уверенно держаться на сцене, позволили почувствовать себя настоящей актрисой.

Кирилл Карпов: Лена, после окончания театрального института многие выпускники стремятся попасть в кино, сниматься в сериалах. У тебя были подобные идеи?

Елена Ваенга

Елена Ваенга: Такие предложения поступают всегда, В мире кино большая роль принадлежит удаче, счастливому случаю. Все актеры это знают. Например, я могу прийти на пробы, прождать, а режиссер в конечном итоге утвердит на роль не меня, а свою родственницу или знакомую. И мне, не имеющей подобного родства, приходится с этим мириться. Где-то это правильно, нормально. Ведь смешно было бы, если бы мой отец снимал кино и взял на главную роль не меня, а кого-то другого. Это касается крупных ролей. А на мелкие, в определенный сорт сериалов, идти сниматься я просто не хочу. Я лучше потом посмотрю этот фильм. Или книгу почитаю... Предложений сниматься у меня было достаточно. Евгений Гиршев: А как насчет театра? Е.В.: Кино и театр — это две совершенно разные вещи. Я не могу представить свою жизнь без театра. И очень рада, что, еще не закончив институт, на третьем курсе я играла спектакль-антрепризу "Свободная пара". Режиссером постановки была Екатерина Борисовна Шемелева, талантливейшая женщина. Она очень многому меня научила. Иногда меня удивляет, что таких талантливых режиссеров, настоящих мастеров сцены, знает ограни-ченный круг людей. Е.Г.: И, все-таки, как ты стала автором-исполнителем? Е.В.: Начиналось все, как и у всех: на гитаре по вечерам я бренчала любимые песни. Сидела в компаниях, пела уже свои собственные песни под гитару. Вначале это был круг из трех человек, потом -из пяти, приходили знакомые, затем — знакомые знакомых. Потом меня попросили выступить на какой-то закрытой бардовской вечеринке. Когда узнали, что буду петь я, вечеринка из ста человек превратилась в вечеринку из трехсот. Был нарастающий ком.

Затем Александр Бойко, которого очень хорошо знают в наших кругах, за руку привел меня на радио "Петроград-Русский шансон". И я сидела ночью и прямо в эфире пела под гитару. Без всяких записей или кассет. А потом уже начались записи. У меня была песня с названием Цыган". Б общем-то, с нее и началась вся моя работа вокалистки.

Е.Г.: Хочется задать традиционный вопрос: кто из исполнителей повлиял на твое творчество?

Е.В.: Я люблю слушать Жанну Бичевскую, Александра Розенбаума, Владимира Высоцкого. То есть, то, что слушали мои родители, слушаю и я. Западных исполнителей раньше я знала не так много.

К.К.: То есть, примерно в это время и сформировался твой интерес к песне. Ты поняла, что как раз этому ты и готова себя посвятить?

Е.В.: Даже больше могу сказать: я не думала об этом - я просто этим занималась. Я поняла, что это как раз та вещь, без которой я просто не смогу жить. Это часть меня. Если я завтра пойду работать на любую должность, то все равно буду петь. Дело уже не в профессии и не в зарабатывании денег. Это как в известной погорворке: "не тот художник, который может рисовать, а тот, который не может не рисовать". И слава Богу, что кому-то нравятся мои песни. Песня для меня вседа будет важней, чем, скажем, кино, потому что я уже родилась с ней.

К.К.: Какова, на твой взгляд, роль продюсера в раскрутке певца или певицы?

Е.В.: У меня было несколько продюсеров на протяжении всей моей творческой жизни. Но главным из них всегда был... мой муж (Иван Матвиенко — прим. авт.). Все финансовые вложения велись только им. Это ли не продюсер? А когда появлялись настоящие продюсеры, они обдирали меня "как липку" и воровали мои песни. При этом они мило улыбались, а потом пропадали. На первую линию опять выступал мой муж Иван. То есть, Иван всегда был "от начала и до конца". Я не хочу называть имена тех людей. Скажу одно: это люди, очень известные в широких кругах.

К. К.: Каким, по твоему мнению, должен быть идеальный продюсер?

Елена Ваенга

Е.Б.: Я думаю, что хороший продюсер — прежде всего честный продюсер. Он должен быть хитрым, ушлым, даже где-то гадким. Но к другим людям. А со своими подопечными он обязан быть честным.

На самом деле это же целый клубок! У него должны быть выходы на радио, на телевидение. Я, даже имея деньги, могу прийти на телевидение, и мне скажут:

"Простите, а Бы не сестра той-то и той-то? Нет?.. Ну, извините, я Вас не знаю". Это было, есть и будет. И это тоже правильно: такая, своего рода, дедовщина в шоу-бизнесе.

Е.Г.: Круговая порука!

Е.В.: Мне больше по душе слово "дедовщина".

К.К.: А сама не хотела бы стать продюсером?

Е.В.: Я задавала себе этот вопрос. Я думаю, что это очень опасно. Если бы я стала продюсером, мне бы пришлось отдать все свои песни. А отдав свои песни, я бы отдала большую частицу своей души, частицу себя.

К.К.: Ты участвуешь в фестивалях "Весна романса", организатором которых является Галина Ковзель. Раскажи об этой стороне своей деятельности.

Е.В.: Благодаря Галине у меня появился несколько другой слушатель, который меня узнал, услышал и полюбил. Спасибо ей. Это очень своеобразная публика. И мне приятно, когда я исполняю романсы для людей, которым за семьдесят или даже за восемьдесят и которых на концерте не один и не два, а двести или триста. Это солидная публика. Иногда после концерта возникает ощущение, что сейчас к тебе подойдут и погладят по голове со словами: "умница, деточка!...

Я много раз говорила, что я понимаю под словом "шансон". Если хотите называть песни, которые я пою, шансоном — называйте!..

Я очень тяжело пишу попсу. Я ее умею сочинять, и мои песни поют попсовые исполнители. Но мне не интересно исполнять эти песни. Мне их мало.

К.К.: Тебе предлагали исполнять эти песни?

Е.В.: Небольшой опыт был. Даже если я начинаю сочинять попсу, я пытаюсь вкладывать смысл в текст песни. За что меня и ругают. Говорят: Ну, нет, девочка моя! Ты тут книжек начиталась и принесла нам неизвестно что!"..

На самом деле, это очень серьезная тема для беседы. Что поет, скажем. Чиж или группа "ДДТ"? Что поет Шевчук: рок это или шансон? Песни он поет со смысловой нагрузкой! Бее!

Елена Ваенга

Я не буду петь песню "Я спрошу, у лифта стоя, сколько твое сердце стоит...". Это маразм. Идти на сцену и знать, что на тебя будут смотреть как на идиотку — такого мне не надо! Я знаю, какие бешеные гонорары получают эти люди. Я знаю массу самых настоящих звезд, которые из десяти песен на сцене девять споют под фонограмму. А народ будет орать, топать и радоваться этому обстоятельству. Люди, вас дурят, реально дурят, а вы радуетесь! И платите по полторы тысячи за билеты!

Е.Г.: А я для себя сделал вывод, что люди приходят за такие деньги просто посмотреть на любимого артиста.

Е.В.: Я не хочу их осуждать... Я сходила недавно на концерт Ленни Кравитц, так я там рыдала. Бот это действительно класс! Когда я вышла после концерта, то подумала, может быть, мне снова музыкальную школу стоит окончить?! (смеется).

К.К.: Если есть такие размышления, значит, этот концерт не прошел дня тебя даром.

Е.В.: Ни в коем случае! Я очень самокритичный человек, мне все время чего-то не хватает. Мне везде интересно. И под симфонический оркестр спеть — я имею на это право. Тем более, что пишу сама.

Е.Г.: Это хорошая черта. Получается, что ты постоянно совершенствуешься.

Е.В.: Еще древние философы говорили, что если человек перестает учиться, то он перестает жить. К.К.: На какого эстрадного исполнителя ты бы пошла? Е.Б.: Л бы пошла на концерт Лолиты. Мне нравится как пишет песни Константин Меладзе и как поет Валерий Меладзе, но на концерт Валерия я бы не пошла. Я лучше куплю его диск...

Что касается западной музыки, то я уважаю творчество Мадонны. Еще слушаю западных рокеров. Из наших — я бешеная поклонница Дианы Арбениной. Сергея Чигракова и "ДДТ". Я не люблю слушать "Алису", но мне нравится читать тексты Кинчева. А под рюмочку могу и Верку Сердючку включить. Там есть юмор!..

Не буду лукавить, у меня полное собрание сочинений Аллы Борисовны. Иногда я жалею, что никогда не была раньше на ее концертах, не слушала ее старые песни. Сейчас я хочу слушать "Старинные часы". Этой песне я верю больше, чем песне "Зайка моя". Я была недавно на ее концерте и поняла: кто бы что ни говорил, а это примадонна. Кто так может петь — никто!

К.К.: А с кем из артистов русского шансона ты бы вышла на одну сцену и спела в дуэте?

Е.В.: Для меня было бы великой честью спеть вместе с Жанной Бичевской. Б моей жизни это был бы памятный день, о котором я, наверное, внукам бы рассказывала. Очень трепетно к ней отношусь. Просто не могу представить себя, поющей рядом с Александром Розенбаумом: это для меня не реально. Более реально выступить с Трофимом — мы с ним общаемся, с удовольствием спела бы с Гулько, а еще... а еще я бы с удовольствием с рокерами попела!., (смеется). К.К.: В октябре у тебя ожидается сольный концерт в БКЗ "Октябрьский". Расскажи о нем. Е.В.: Генеральным спонсором этого проекта выступит •Региональное общественное благотворительное движение "Большая Медведица"», а основным информационным партнером, я надеюсь, будет радио "Петроград-Русский шансон". Б концерте примет участие симфонический оркестр, ожидается целое отделение с рок-музыкой. Там будут звучать песни, которые войдут в мой новый альбом. И этот альбом будет продаваться прямо на концерте. Предварительное его название -"Тайга"...

На концерте я всегда делаю блок с живыми музыкантами — пять или семь человек живого состава. И я надеюсь, если это получится, вместе со мной выступит еще и детская капелла...

То есть, одни мои песни будут звучать с симфоническим оркестром, другие — с ребятами из рок-тусовки, третьи — будут исполнены в живом составе как "неопределенный" жанр. На концерте Пугачевой мне понравилось, как поют пять бэк-вокал исто к. И я подобрала себе уже пять бэк-вокал исток.

Елена Ваенга

К.К.: У тебя постоянный или переменный состав музыкантов?

Е.В.: Скрипка — Сергей Захаренко, гитара — Александр Барсуков, рояль — Михаил Бородулнн и вторая гитара -Олег Максимов. Это постоянные музыканты. На аккордеоне в этот раз будет играть новый человек. Пока не могу назвать его фамилию. Рок-музыкантов я тоже не помню; мы с ними недавно стали репетировать.

К.К.: Сколько альбомов у тебя вышло на данный момент?

Б.Б.: Первый альбом назывался 'Портрет". Потом вышел очень дорогой моему сердцу двойной альбом "Флейта". Он получился немного не в формате первого. Третьим альбомом был сборник "Лучшие песни", куда вошли только три или четыре мои новые песни. И четвертый диск должен выйти уже осенью этого года.

Еще я мечтаю выпустить диск военных песен: его я сделаю обязательно. У меня был опыт работы на студии Добролет" с Александром Мартисовым. Теперь Мартисов -звукорежиссер у Александра Розенбаума. На Добролете" интересная схема записи, живые инструменты.

К.К.: Какие у тебя будут пожелания к читателям "ШансоньеРа"?

Е.В.: Скажу кратко. Я желаю всем всегда быть терпимыми и здоровыми.

Евгений Гиршев, Владимир Пухов и Кирилл Карпов
ШансоньеР, № 1, 2005 г.


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 7071

vk rutube youtube

Василий Чучнев
группа Иванчай
группа Балаган лимитед
Виталий Волин
Юрий Белоусов
Марина Буданова
Анатолий Корж
 Афина
Михаил Загот
Вадим Край

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона