Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Ты подошла ко мне танцующей походкой...»

«Ты подошла ко мне танцующей походкой...»

В этот раз в нашей постоянной рубрике мы расскажем о легендарной блатной песне — «Ты проституткою была». Песня известна во множестве вариантов(один из них мы и приводим, помимо более или менее канонического) и считалась долгое время произведением блатного фольклора. То бишь, была как бы «народной».

Но позже исследователи жанра обнаружили ее автора. Это — Михаил Демин, писатель, бывший вор в законе (оказывается, воры бывают бывшими!), многие годы проведший в сталинских лагерях, о чем он позже, во французской эмиграции, написал автобиографический роман «Блатной». Там же он приводит часть канонического текста песни. Однако, к сожалению, полный текст Демина восстановить не удалось. Поэтому ее все же можно считать полудеминской, полународной.

«СУДЬБА ВО ВСЕМ БОЛЬШУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ»

Как уже было сказано, часть песни вышла в романе «Блатной». Роман любопытный. Понравилась фраза оттуда: «Во всех учебниках по истории партии, например, поминается ленинская «чернильница», сделанная из хлеба и наполненная молоком. Теперь молока в российских тюрьмах уже не встретишь — не те времена! — но сами тюрьмы стоят нерушимо, они будут вечно существовать, а значит, и этот секрет не угаснет, дойдет до отдаленных потомков и пригодится многим».

На самом деле теперь молоко в тюрьмах как раз есть. Но то, что они по-прежнему стоят нерушимо — нет вопросов. На самом деле песня приведена в книге почти полностью, только без двух последних абзацев. Так что все же авторство Демина можно считать несомненным. Впрочем, бывшим законником песня придумана, так сказать, не с нуля. Она сложена на мотив более ранней блатной песни «Судьба» («Судьба во всем большую роль играет...»).

НАПОИЛА, ПОДОГРЕЛА...

Сюжет песни не сложен. Парень встретил проститутку, в глазах которой «метался пьяный ветер». Она его споила водочкой, развела на чувства и на деньги. Новая знакомая направила «огольца» на криминальную стезю. Как говорится, «пошел по воровской».

В итоге паренька повязали и он попал «на кичу» на долгие годы. Как водится, он жаждал новой встречи и мщения. Мечты сбываются. Вот, в принципе, и все. Надо отметить, что тема «во всем виновата баба» встречается во многих классических блатных песнях. Одна «Мурка» чего стоит. Есть тут что-то от библейских мотивов. Если бы не любопытная Ева, люди бы до сих пор жили в раю. Такая мораль.

НЕМНОГО О ДЕМИНЕ

Стоит сказать несколько слов о Михаиле Демине. Его настоящее имя — Георгий Евгеньевич Трифонов (годы жизни — 1926-1984). Неоднократно приговаривался к заключению в лагерях. С 1968 года жил в эмиграции. Начал как поэт. В автобиографической трилогии «Блатной» (1978), «Таежный бродяга» (1978), «Рыжий дьявол» (1987) рассказывает о пребывании в лагерях и ссылке с точки зрения уголовника. Профессиональный уголовник, вор, убийца и блатной по кличке Чума, он отмотал пару-тройку сроков, выпустил несколько поэтических книг, а потом, выехав к родственникам в Париж, стал невозвращенцем.

О дружбе с ним пишет Станислав Куняев в первой части своей книги «Поэзия. Судьба. Россия»:

«Я вернулся в Москву из Тайшета в 1960 году и начал работать в журнале „Смена". Там и познакомился с Мишей Деминым, Мишаней -сутуловатым, рано полысевшим человеком с замашками профессионального блатного, у которого за пазухой был целый ворох смешных, скабрезных и печальных историй, связанных с воровской жизнью, с пересыльными пунктами Сибири и Востока, с Норильском и Тайшетлагом. Еще работая в Тайшете, я знал, что где-то в Абакане, на другом конце строящейся магистрали Тайшет — Абакан, живет поэт с загадочной и романтической судьбой: мы тогда уже начинали печататься в сибирской прессе, слыхали друг о друге еще до встречи в Москве и встретились как старые знакомые в коридорах столичного журнала, куда устроился работать и Мишаня... Был он человеком открытым, контактным и бесцеремонным.

— Старичок, привет! Слыхал я о тебе в Абакане, ну, пошли куда-нибудь, за родную Сибирь-матушку примем по сто пятьдесят!

Мишаня приходился двоюродным братом известному писателю Юрию Трифонову — отцы их, донские казаки, были родными братьями и оба как весьма заметные военачальники времен Гражданской войны занимали высокие посты в сталинское время, оба женились на еврейках... В 1937 году одного расстреляли, другой умер от инфаркта.

Целеустремленный Юрий Трифонов в послевоенное время выбился в писатели, стал одним из самых молодых лауреатов Сталинской премии за роман „Студенты" — сын „врага народа"! — а бродяга и авантюрист Мишаня пошел по „блатной линии", но пристрастился в лагерях к стихотворчеству, и потому мы встретились в „Смене". Несколько лет подряд мы жили обычной жизнью провинциальных поэтов в Москве, самоутверждались, бражничали, дружили, словом, жили как люди... Но вдруг обнаружилось, что у Мишани то ли по казачьей, то ли по материнской линии кузина в Париже».

Демин по факту вскоре сбежал в Париж, который ему очень понравился. Интересная судьба у человека, ничего не скажешь.

«ТЫ ПРОСТИТУТКОЮ БЫЛА»

(Авторство предположительно Михаила Демина)

Ты проституткою была, тебя я встретил. 
Сидела ты под вербой на скверу. 
В твоих глазах метался пьяный ветер, 
И папиросочка дымилась на ветру.

Ты подошла ко мне танцующей походкой 
И по-блатному бросила: «Пойдем!» 
А через час споила меня водкой 
И завладела моим сердцем, как рублем.

Ведь до тебя еще я не был уркаганом, 
Ты в уркагана превратила паренька. 
Ты познакомила с приправой" и наганом, 
Идти на «мокрое» не дрогнула рука.

Но вот однажды всех нас повязали –
Нас было пятеро фартовых огольцов'". 
Мы крепко спали и ничего не знали. 
Когда волыны нам уставились в лицо.

Костюмчик серенький, колесики"" со скрипом 
Я на тюремный на бушлатик променял. 
За эти восемь лет немало горя мыкал, 
И не один на мне волосик полинял.

И вот опять, опять мы встретились с тобою. 
Ты все такая же, как восемь лет назад, 
С такими жгучими и бл.. .ми глазами, 
Опять к себе мой привлекаешь взгляд.

* Приправа — нож.

** Оголец — в военные и в первые послевоенные годы так называли молодых уголовников; позже так стали звать отчаянных малолеток.

*** Колеса — туфли, обувь.

«ТЫ БЫЛА БИКСОЮ. КОГДА ТЕБЯ Я ВСТРЕТИЛ...»

(Одна из версий)

Ты была биксою, когда тебя я встретил, 
Тебя таскали моряки в своем порту. 
В твоих глазах метался пьяный ветер, 
И папиросочка дымилася во рту.

Ты подошла ко мне танцующей походкой 
И по-блатному мне сказала: «Ну, пойдем!» 
А поздно вечером споила меня водкой 
И завладела моим сердцем, как рублем.

Пойми меня, я не был уркаганом –
Ты уркаганом сделала меня. 
Ты познакомила с тюрьмою и наганом,-. 
Рука не дрогнула на «мокрые» дела.

Однажды мы шмоналися по городу, 
А ты на след лягавых навела. 
Моих друзей пришили к стенке пулями, 
А я в кичман попал на долгие года!

Евгений Зимородок
ЗА решеткой, №7 2012


Комментарии

01.07.2019 18:54 Эльдар [ali-50@yandex.ru]
Не приправа, а преблуда,познакомила с МАЛИНОЙ и... Нас было пятеро фартовых ребятишек,нас было пятеро фартовых удальцов, четырёх к стеночке поставили мальчишек, когда легавые застали нас врасплох

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 2378

vk rutube youtube

Сергей Князев
Александр Вертинский
Виктор Чупретов
Михаил Мармар
Петр Лещенко
Катерина Голицына
Жан Татлян
 Петлюра
Виктор Ночной
Алексей Созонов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона