Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Непокорная Аида

Непокорная Аида

Сегодня в нашей стране ее едва ли кто помнит. Ну, может быть, те, чья молодость пришлась на 60-70-ее годы. А вот для молодого поколения ее имя -пустой звук. А жаль. Ведь именно благодаря Аиде Ведищевой вся страна распевала о том, как «трутся спиной медведи о земную ось», и томно вздыхала в ответ на страстный призыв «Помоги мне!».

Ее родители жили в Киеве. Перед самой войной (а родилась Аида 10 июня 1941 года) они переехали в Казань и там будущая звезда появилась на свет. После войны отца (он был врачом) отправили «построить» институт в Иркутске и еще одной родиной стала Сибирь.

Еще в детстве, едва научившись говорить, Аида уже вовсю распевала незамысловатые мелодии. Чтобы развивать талант, девочку отвели в музыкальную школу. Однако после школы папа и мама все же настояли на поступлении дочки в институт. Ведищева выбрала Иркутский институт иностранных языков.

Но упрямство всегда было ее характерной чертой, и после окончания института, невзирая на протесты родителей, Аида поехала в Москву. Устроилась на работу в оркестр к Олегу Лундстрему. Это был 1964 год. Ее взяли в оркестр Лундстрема для гастролей в Ялте и Сочи, потому что Аида была темпераментная, хорошо играла и двигалась на сцене. Но вскоре ее переманил к себе Утесов. С Леонидом Осиповичем они сдружились и могли беседовать часами. Это была прекрасная школа. Но Утесов очень обиделся, когда Ведищева ушла от него и решила делать собственные программы. Действительно, как так?! Какая-то начинающая певица отказалась работать с признанным мэтром! Но певице было душно в коллективе, где один и тот же номер приходилось работать год, а то и два.

Первыми шагами на радио стали передачи «Юность» и «Доброе утро». Редактор «Доброго утра» позвонила Аиде однажды и попросила исполнить песню. Ведищева пришла, посмотрела на ноты, а там буквально несколько строчек - петь нечего. Ну, спела и ушла. Через неделю ей звонит редактор и говорит: «Аида, поздравляю, твоя песня попала в кино!». Оказывается, они искали голос, похожий на голос Варлей, чтобы «комар носа не подточил». Пробовались многие. Но никто не подходил. Съемочный процесс остановился. Гайдай злился. Тогда редактор радиопередачи «Доброе утро» и предложила прослушать Ведищеву. И голос Ведищевой попал в самое яблочко. Потом студия, запись и встреча с Гайдаем. Так что от Утесова Аида попала прямо в кино, к Леониду Гайдаю.

Через какое-то время появилась «Бриллиантовая рука». Фильм был уже поставлен, однако Гайдай Ведищеву не пригласил, так как «не видел ее в образе». Ведь до этого она создавала исключительно романтические характеры: «Лесной олень», «Белые медведи». А в «Брильянтовой руке» Гайдаю была нужна женщина-вамп. Но композитор Александр Зацепин сказал: «Только Аида!» В назначенный день Ведищева явилась на «Мосфильм». Вошла в студию. И спела танго «Помоги мне!», слов которого в нашей стране не знает разве что ленивый.

Когда же «Бриллиантовая рука» вышла на экраны, Ведищева вместо благодарности за исполнение нового хита получила несколько телеграмм из Министерства культуры. Ей писали: «Прекратите это безобразие!»

Кстати, после выхода в свет пластинки с «Песенкой о медведях» Ведищева стала первой советской «миллионершей». Но не по деньгам (все доходы шли только в казну), а по тиражу. Семь миллионов человек купили пластинку с этой песней.

За такие заслуги Аиду отправили на фестиваль эстрадной песни в Польшу, в город Сопот. Начало фестиваля пришлось как раз на тот день, когда в Чехословакию вошли советские войска. К счастью, все обошлось, фестиваль состоялся. Но так как чешские певцы Карел Готт и Хелена Вондрачкова собрались и уехали домой, Аида спела не только песню «Гуси-гуси», получившую премию, но и еще несколько песен, которые очень полюбились слушателям, но наверху были восприняты как «песенки с подтекстом».

В конце концов из Москонцерта она тоже ушла. Собрала свой ансамбль «Мелотон» и сделала первое в Советском Союзе эстрадное шоу.

Говорят, Ведищеву невзлюбила Фурцева после выступления в Сопоте за то, что она пела «не то и не так». Министр культуры записала своевольную певицу в неблагонадежные и, как могла, «перекрывала кислород». Фурцева уважала только самодеятельность: когда подчиненные работают, а в свободное время пляшут и поют. Ее как-то спросили: «Если вам придется делать аборт, вы пойдете к профессиональному врачу или же к бабке-повитухе?» Она очень рассердилась. Но к самодеятельности не охладела.

На Ведищеву начались настоящие гонения. Концерты отменялись безо всяких причин, на телевидение не выпускали, вместо 15 рублей за концерт она стала получать 8. Документы на представление ей звания заслуженной артистки уже были в секретариате Минкульта. Но, как потом Аиде объясняли, где-то затерялись. В 1972 году отобрали ансамбль. Сказали, что музыканты срочно нужны для поездки за границу, а Аида без проблем наберет себе новых. Она и набрала. Обучила. Сшила костюмы. Через несколько месяцев забрали и этих. Но Аида не сдавалась. Пошла к Юрию Силантьеву и попросила сделать запись мелодий для всех своих песен. Так она вынужденно стала первой «фанерщицей» в Советском Союзе.

Последней каплей стали гастроли в Ташкенте. Перед отъездом из Москвы Ведищева отправила в Ташкент все свои записи. А когда приехала, ей позвонили с радио и спросили: «А что ты здесь делаешь? Ты разве не уехала обратно в Москву? Ведь сверху пришел приказ размагнитить все твои пленки. У нас твоих записей уже нет».

Больше «сражаться» Аида не могла. В 1980 году она нашла «лазейку» под «железным занавесом», взяла сына и маму и уехала в Америку. С собой забрала самое дорогое, что у нее было: концертные костюмы, фонотеку и пять собак. В то время уехали Эмиль Горовец, Вадим Мулерман, Нина Бродская... Ведищева уехала в США последней. Но она никогда не обижалась на Родину. Страна тут ни при чем. Это все сделали люди. Они выгнали ее из России, и не просто выгнали, а вычеркнули: ее имени никогда не было в титрах «Кавказской пленницы» и «Бриллиантовой руки», а все пластинки попали под запрет. Будто Ведищевой никогда и не существовало на свете.

В Америке пришлось все начинать с нуля. Когда Аида пришла к агенту и сказала, что она звезда советской эстрады, он посмеялся и заявил: «Это ТАМ вы звезда, а ЗДЕСЬ вы никто. Могу дать вам ставку — 50 долларов за концерт». Приходилось подрабатывать по вечерам медсестрой и петь для русской аудитории. И уже через два года сделала свою программу «Тпе Ье$т от Вгоас1\л/ау апо1 Но11у\л/оос1» («Лучшее - Бродвея и Голливуда»).

Пришлось мириться с суровыми законами шоу-бизнеса. Аида Ведищева перекрасилась в блондинку, взяла псевдоним Атагтд А(с1а («Удивительная Аида»), купила дом-вагон на колесах и поехала колесить из штата в штат. Через два года она уже выступала в престижном «Карнеги-холле». На одном из концертов ее заприметил местный миллионер.

Он очень красиво ухаживал. Присылал цветы, записки. И девушка сдалась. Вышла за него замуж. Может быть, кто-то скажет, что Аида жила, как у Бога за пазухой: любящий супруг, огромный дом в Беверли-Хиллз, несколько машин, великолепный гардероб. Но Ведищева при этом была жутко несчастлива. Муж не разрешал ей работать - дурной тон. Через шесть лет они развелись с жутким скандалом. Ведищева не боялась уходить от роскошной жизни. Если такая жизнь не дает дышать, то кому она нужна?

Но из-за развода очень переживала, потратила на него не только целое состояние, но и слишком много душевных сил. Возможно, из-за этого она и заболела. Врачи поставили страшный диагноз: рак в третьей степени. Ей отказывались делать операцию. Но Аида снова не сдалась и нашла клинику, в которой все же решились попытаться спасти ей жизнь.

Операция прошла удачно. Но для того чтобы продолжать существовать на этом свете, Аиде Ведищевой пришлось полностью изменить образ жизни. Каждый день приходится делать специальную зарядку, придерживаться строжайшей диеты.

Сегодня Аиде 64 года, но она до сих пор выходит на сцену в образе... статуи Свободы. Буш-старший даже прислал ей письмо с благодарностью за пропаганду патриотизма. В Америке у нее много друзей, сын, новый муж. В России до сих пор любят ее песни, но Аиду Ведищеву уже никто не ждет. Сейчас в Штатах она дает два-три концерта в месяц, выступает на радио «Голос Америки». С сыном, ставшим композитором Влади ДеВамом, сделала новую программу «It’s liberty for new Millenium» («Свобода для нового тысячелетия»).

Первый раз после отъезда побывала в России только в 89-м году на фестивале «Золотой шлягер» в Бобруйске. За три года до этого написала балладу, посвященную памяти пострадавших от чернобыльской катастрофы, - «Проснись, мой народ», и тогдашний президент США Рональд Рейган с супругой Нэнси прислали нашей Ведищевой благодарственное письмо. А родина, увы, так и не вспомнила свою Аиду, и лишь звуки старых песенок о медведях и лесном олене напоминают нам об этой звезде 70-х.


Современница , №24, декабрь 2005


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 4969

vk rutube youtube

Сергей Князев
Александр Вертинский
Виктор Чупретов
Михаил Мармар
Петр Лещенко
Катерина Голицына
Жан Татлян
 Петлюра
Виктор Ночной
Алексей Созонов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона