Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Ментовская «Мурка». «Бизнес-мент» создал секретное оружие.

Ментовская «Мурка». «Бизнес-мент» создал секретное оружие.

Хочется пацанам риска и лихого куража. Всего этого в избытке в блатной песне. Про чувство чести «по понятиям», про силу одинокого волка, про далёкую мать, которая ждёт. И тянет мальчишек «на подвиги».

Вот и задумались «менты» эту тягу к криминальной романтике отбить, перейти, так сказать, в контрнаступление на песенном фронте. Сначала, как водится, поспорили. Одни говорили, что шансон – «сплошная блатата, недостойная сотрудника милиции». Другие только прибавили звук, слушая «Вороваек» или Катю Огонёк. А третьи создали новый жанр – «ментовской шансон». Контрблатной шансон. Слова вроде те же, и интонации, и словечки, но выводы прямо противоположенные.

У новых авторов «мурка» — это не воровская малина, не двойная агентша жуликов и милиции, а удостоверение сотрудника МУРа. «Менты» смогли создать профессиональную аранжировку, манеру исполнения и заложить глубокий смысл в слова.

Чуть позже обнаружился автор песен. А так же его сайт с таким вот, любопытным отзывом: «Мы, коллектив 2-го вытрезвителя Нальчика, с большим вниманием следим за вашим творчеством. Нам очень нравятся ваши песни, мы слушаем их регулярно и даже ставим их нашим «подопечным».

Оказалось, что контрблатной шансон совсем и не является продуктом целенаправленной контрпропаганды МВД. Просто отставной «мент» сочиняет, а действующие его коллеги – слушают и пропагандируют. Таким образом у него за два года вышло два альбома. В этом месяце автор готовит выпустить третью пластинку. Песни из них охотно включены составителями в более чем двадцать различных сборников шансона на компакт-дисках.

О контакте договариваюсь по всем правилам «ментовской» конспирации – через общие связи, опуская важные детали.

— Называйте меняпо сценическому псевдониму «Николай Юрьевич», — говорит он – Я коренной москвич, член совета директоров одного из предприятий пищевой промышленности. И в силу определённых причин использовать настоящее имя мне неудобно.

— И как это бизнесмена потянуло вспомнить прошлое?

— Обидно стало. Все социальные слои имеют свою жанровую песню – «блатные», шофера, военные. А вот сотрудники милиции – нет. В результате родился цикл песен, посвященных жизни и работе сотрудников милиции, который впоследствии был реализован в альбоме «Мурка (…из жизни ментов)».

В аранжировке, записи и сведении мне помогают музыканты группы «Гуляй Поле» Владимир Бойко и Александр Егоров. Они же выступают в некоторых песнях бэк-вокалистами. В настоящее время есть предложение от исполнителя Михаила Снега.

Я сознательно шёл на то, что бы песни были написаны в музыкальном ряду блатного шансона. Поскольку он более доходчив и привычней. И старался, что бы в песнях присутствовал профессиональный жаргон и отчасти «феня».

Дело в том, что умение говорить на «фене» — составная часть работы оперативника. Конечно в обыденной жизни сотрудник милиции старается их избегать, но, как говорится, из песни слов не выкинешь… -А ваше личное отношение к шансону? Я вот знаю, что Вы Розенбаума слушаете, а многие менты его не уважают за то, что он открыто признавался в дружбе с «ворами в законе»…

— Своё отношение к шансону я выражаю творчеством. Сам люблю слушать, в том числе и Александра Яковлевича. У меня некоторые друзья так или иначе связаны с криминалом: кто-то сидел, кто-то в «братве». Так судьба сложилась. Но у нас было общее детство, юность. Как от этого уйдёшь?

— Могут ли ваше творчество и вообще песни в жанре «ментовской шансон» помочь нынешним сотрудникам милиции отстоять своё достоинство и умерить песенную привлекательность криминального мира?

— Думаю, что да. Всё моё творчество направлено на то, что бы сотрудники милиции почувствовали себя людьми. И что бы наша жанровая песня в молодых сотрудниках вызывала гордость за свою работу и за свой статус защитника общества.

Мы не раз общались по телефону, переписывались в Интернете, но лица своего собеседника я так и не увидел. Конспирация, понимаешь. Видимо, «бывшим» мент не становится никогда.

Комментарий

Ещё Сергей Довлатов в повести «Зона» отмечал удивительное сходство мира по обе стороны решётки: лагерные надзиратели ни по языку, ни по нравам, ни по привычкам не отличались от охраняемых зеков. Правоохранители и правонарушители живут в неумолимом единстве общей судьбы, вот только роли у них разные.

Отсюда и курьёз с «ментовским шансоном». Именно такое и должно было возникнуть у людей, которые провели юность в одних дворах и переулках, а потом шабаш: тебе налево, а мне направо, ты мент, я зек. Но представления о прекрасном, которые формируются в детстве, остались одни на всех: главный «убойные» жанр фольклора для наших людей – это так называемая «песня судьбы», которую по недоразумению называют также «блатной». Нет, господа, на приватизацию песни судьбы уголовный мир не имеет никакого права. Тут все в равной доле: на свой «шансон» могут покушаться и учителя с врачами, и продавцы с официантами, и журналисты с фотографами. И запретить им это не смеет никто, никакой прокурор.

Валерий Курносов
Аргументы недели, № 16/3, 24 августа 2006 г.


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 6686

vk rutube youtube

Гера Грач
Вадим Гусев
Артём Коржуков
Ирина Круг
Александр Лобановский
Сергей Иванович Маклаков
 Пахом
Светлана Питерская
Вера Снежная
Андрей Заря

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона