Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Петр Лещенко: «Скажите, почему?»

Петр Лещенко: «Скажите, почему?»

Полвека его имя было под запретом, ему припоминали и «блатные» песенки, и вслужбу в царской армии, и самое главное — «пособничество оккупантам».

«Эй, друг гитара, что звенишь несмело?»

Петр Константинович Лещенко родился в селе Исаево под Одессой 3 июня 1898 года. Мать — Мария Константиновна -бедная малограмотная крестьянка, а об отце известно лишь то, что он умер, когда сыну было три года. Мария Константиновна обладала абсолютным музыкальным слухом, хорошо пела, знала много украинских народных песен, что и оказало влияние на сына — с самого раннего детства Петр демонстрировал незаурядные музыкальные способности. Рассказывают, мальчик, выступая перед казаками в своем селе, так растрогал суровых воинов пением, что получил заслуженную награду — котелок каши и буханку хлеба... Когда мама снова вышла замуж, семья переехала в Бессарабию, в Кишинев, где мальчика отдали в церковно-приходское училище. Здесь преподавали не только грамоту, но и художественно-гимнастические танцы, музыку, пение. Обратив внимание на хороший голос, паренька зачислили в архиерейский хор.

«Здесь под небом чужим я как гость нежеланный»

Когда началась Первая мировая война, Петру было 16 лет. И юноша, не избежав патриотических настроений в русском обществе поступил в кишиневскую школу прапорщиков. Воевавшая на стороне Антанты Румыния терпела одно поражение за другим, и на фронт мобилизовали совсем необстрелянных юнцов. Так Петр оказался на передовой, где и получил тяжелое ранение. Пока он залечивал рану у родных в Кишиневе, свершилась революция, и Российскую империю бывшие союзники начали рвать по кусочкам. Румыния в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою сторону — оккупировала Бессарабию. Как и тысячи других людей, Лещенко оказался насильно оторванным от родины, эмигрантом поневоле. Нужно было добывать хлеб насущный, и он стал заниматься тем, что умел лучше всего. Играя на гитаре, выступал между сеансами в кишиневских кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна». Позднее Лещенко уехал в Париж, где поступил в лучшую балетную школу. Преподавала там Вера Александровна Трефилова, звезда русского балета в свое время блиставшая на Мариинской сцене.

«Мы любили, и для нас весна цвела»

В Париже Лещенко познакомился с очаровательной 19-летней танцовщицей Зинаидой Закит, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Выступления танцевального дуэта Лещенко — Закит имели оглушительный успех. А после танцевальных дивертисментов Петр брал в руки гитару и в цыганской рубахе с широкими рукавами с удивительным шармом исполнял цыганские песни и романсы. Вскоре творческий союз перерос в семейный: Петр и Зинаида поженились. Но он тосковал по сонной и щедрой бессарабской земле и поэтому вернулся с женой в Кишинев. Однако Кишинев был глухой провинцией, и ни о какой артистической карьере помышлять здесь не приходилось. И потому Петр Лещенко переехал с женой в Ригу в «прибалтийский Париж», как ее называли в 30-х годах. Здесь Лещенко познакомился с Оскаром Строком, создателем популярнейших танго, романсов, фокстротов. Эта встреча оказалась решающей для певца. Выступление Лещенко в небольшом уютном кафе «AT» с песней композитора «Мое последнее танго» принесло певцу триумфальный успех. В это же время Лещенко записал несколько пластинок. Певец стал знаменит, а его талант был обласкан мировой прессой. В Белграде он пел на семейном празднике короля Югославии Александра Карагеоргиевича, в Лондоне выступал на Би-би-си, в самых дорогих ресторанах и аристократических салонах, его тепло принимали в Вене, на родине короля вальсов — Штрауса.

«Пой, цыган, плачь, цыган, струны не жалей!»

Рос успех, росло и материальное благополучие. В 1933 году Лещенко с женой, сыном и с немалым состоянием приехал в Бухарест и в самом престижном районе открыл фешенебельный ресторан «Бар Лещенко», где собирались русская эмиграция и румынская знать. Ресторан был оформлен в стиле «гранд-рюсс»: уютный зал с небольшой эстрадой посередине, на столиках лампы с разноцветными абажурами — почти домашняя атмосфера. Выступление Лещенко начиналось после полуночи, во время представления входить и выходить из зала строго воспрещалось, да никому в голову и не приходило сей запрет нарушать. Чтобы услышать полуночное выступление певца, соглашались платить за еду и напитки едва ли ни в пятикратном размере по сравнению с обычными ценами. Его творчество очень ценил и румынский король: певец не раз выступал в загородном особняке Кароля II.

Однажды на его выступлении побывал сам Федор Иванович Шаляпин. У великого певца спросили, хорошо ли поет Лещенко, на что Шаляпин, улыбнувшись, ответил: «Да, глупые песенки поет хорошо». Узнав об этом, Лещенко жутко обиделся, но ему объяснили, что «репликой великого оперного баса нужно даже гордиться, ведь для него разные модные -фокстроты и танго действительно являются «глупыми песенками» по сравнению с классическим репертуаром. Но ведь Лещенко сказали, что он эти песенки поет хорошо. И кто похвалил — сам Шаляпин! Это самый большой комплимент из уст великого артиста».

«Я тоскую по русским полям, эту боль не унять мне без них»

В октябре 1941 года немецко-румынские войска оккупировали Одессу. Лещенко, как румынский подданный и резервист, получил вызов в полк, к которому был приписан. Но он отказался воевать против своего народа и проигнорировал вызов. Строптивца судил офицерский суд чести, но его отпустили, популярность певца в стране была огромной. Румыны, освоившись в Одессе, пригласили Лещенко в город с концертами. Давая согласие на концерты, Петр Константинович и не догадывался, что это будет чревато для I него в будущем... Несмотря на то, что | певец был под запретом в Советском * Союзе, а советские газеты называли его '. «кабацкий певец и предатель Родины», простой народ любил песни Лещенко. На знаменитом Привозе диск с портретом певца стоил до 300 рублей, колоссальные по тем временам деньги. Когда на улицах города появились афиши о предстоящих выступлениях Петра Лещенко, очереди за билетами выстраивались с раннего утра. Но концерты отменили. «Если ты, белогвардейская сволочь, споешь в нашем городе хоть одну из своих похабных песенок, то за твою жизнь мы не ручаемся!» — говорят якобы певец получил записку с таким содержанием от одесских подпольщиков.

«Встретились мы в баре ресторана»

Лишь в мае 1942 года Одесса услышала своего любимца. На долгожданном концерте произошло знакомство знаменитого певца с начинающей молодой певицей Верой Белоусовой. В Бухарест Лещенко вернулся вместе с ней. Естественно, Зинаида Закит была против этой связи и категорически отказывалась давать развод. Ходили слухи, что супруга хлопотала, чтобы Лещенко отправили на фронт, дабы в ратном деле тот выбросил из головы интрижку. И Петр Константинович отслужил два года в Крыму в должности заведующего офицерской столовой — в будущем и это припомнят певцу... Вернувшись в Румынию, он развелся с Зинаидой Закит и женился на Вере Белоусовой.

В августе 1944 года Советские войска вошли в Бухарест. Певец выступал перед офицерами Красной Армии, однако политработниками было дано распоряжение: «Лещенко не аплодировать». Но репертуар из дорогих сердцу советских и довоенных песен, обаяние певца и реакция самого маршала Жукова, который, говорят, даже прослезился при этом, разрядили атмосферу — концерты проходили с триумфом.

Лещенко обратился с просьбой о советском гражданстве, но ему ясно дали понять, что Веру Белоусову считают в СССР предательницей. Но тоска по Родине была так сильна, что он, не обращая внимания на предупреждения, продолжал писать письма Сталину и Калинину...

«Перестаньте рыдать надо мной, журавли»

Его арестовали во время концерта в городе Брашове. Началось второе отделение, а певец так и не появился на сцене. Жена Вера зашла в гримерку и увидела двух людей «в штатском», которые сказали, что Петра Константиновича увезли для беседы, мол, «нужны объяснения». Певца заключили в тюрьму Бухареста, предъявив обвинение в «службе фашистам». «Пошла молва, что заключенных будут вести по определенным улицам на работу по расчистке разрушенных домов, — вспоминала сестра Петра Константиновича Валентина. — Я ждала с другими на улице. Нас было много. Никто ни с кем не разговаривал, ни на кого не смотрел. Вдруг вижу — двигается к нам шеренга... О, Боже! — вот он, Петя! До чего бледен и измучен! Я смотрю на него, но боюсь заговорить. Он меня узнал и... только заплакал...» Через девять месяцев ожидания, надежды и отчаяния Вере дали адрес свидания и список нужных вещей — арестованного отправляли на строительство «румынского Беломорканала» — Дунайского канала. «Привели Петра: ни сказать, ни прикоснуться. Расставаясь, он сложил руки, поднял к небу и говорит: « Видит Бог, нет у меня вины ни перед кем!» А вскоре «за измену Родине» и «за брак с иностранцем» арестовали и Веру. Приговор — расстрел. Однако потом приговор заменили 25 годами лишения свободы. После смерти Сталина ее освободили.

В июле 1954 года в румынской тюремной больнице умер Петр Константинович Лещенко. По одной версии, причиной его смерти стало отравление консервами, по другой — обострившаяся язва желудка. Но есть и чудовищная по своей жестокости версия — его насмерть забили пьяные охранники тюрьмы за то, что он отказался для них петь...

Настя Алексеева
Пресс-Коктейль, № 1 (58) январь - 2009


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 7904
vk youtube
РаШа FM

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой.
И нажмите Ctrl+Enter
Реклама



Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона