Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Парень в кепке»

«Парень в кепке»

В нашей постоянной рубрике мы расскажем о песне, где героиня расстреляла своего любовника-уркагана. Это своеобразный вариант «Мурки»: повесть о предательстве любимой, предательстве идеологическом. При этом гибнет в конце не «мурка», связанная с ЧК, а «честный парень», урка. Наиболее раннее упоминание о песне «Парень в кепке и зуб золотой» относится к концу 40-х годов, но скорее всего, как считают историки блатного фольклора, родилась эта песня в начале 30-х или даже в период НЭПа.

«РОМАНТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ СССР»

Что касается возраста этой песни. Когда мы писали про знаменитую песню блатных всех времен и народов- «Мурку», то достаточно убедительно доказали, что песня эта была написана, исходя из некоторых деталей содержания, в начале 20-х годов прошлого века.

Например, следуя по тексту, за прибывшей «из Амура» в Одессу бандой тут же начинает присматривать «Губчека».

Что же это такое? ГубЧК — это структурная единица ВЧК, полное название которой -Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создана она была по инициативе В. И. Ленина еще в 1917 году. Просуществовала ВЧК без малого пять лет, до 6 февраля 1922 года, когда она была реорганизована в ГПУ (Государственное Политическое управление).

Соответственно, песня «Мурка» была написана до февраля 1922 года. Вот и в песне «Парень в кепке» присутствует та же самая «губчека». Означает ли это, что песня «Парень в кепке» тоже была написана до 1922 года? Совсем не факт. Уж больно эта песня не скрывает параллелей с «Муркой», идет ее, своего рода, сиквелом. Поэтому такие строгие фактические привязки могут и ни о чем и не говорить.

Скорее же всего песня все эта была написана в 30-е годы, время ностальгии преступного элемента Страны Советов по сытным и безнаказанным временам НЭПа. Естественно, что, как и у любой популярной блатной песни, у «Парня в кепке» есть множество вариантов — наиболее известны же семь из них, а мы приводим в нашем сегодняшнем материале всего лишь два.

В некоторых версиях девица-чекистка зовется Катюшей, в некоторых Лелькой — весьма популярное женское имя у приблатненных («Какая Леля? — с Пятницкой?» — говорил бандит Промокашка из популярного телесериала «Место встречи изменить нельзя»). Есть песня «Парень в кепке» и во вполне светских сборниках типа «Романтические песни СССР».

ОТ МАКАРЕВИЧА ДО БАБКИНОЙ

Конечно, незабываемо песню «Парень в кепке и зуб золотой» исполнял ныне покойный Аркадий Северный, один из лучших советских шансонье.

Но и современные исполнители песен в жанре шансона имеют слабость к этому произведению: поет ее Виктор Петлюра, Вячеслав Асанов и «Братина», «Шанхай», «Американка», Андрей Макаревич, Максим Леонидов, Геннадий Гладков, Александр Волокитин, Алексей Козлов, Евгений Евдокимов, Виктор Гагин, Сергей Рыжов, Леша Тульский, Валерий Коротин, Борис Львович, Надежда Бабкина, Константин Беляев, Юрий Настюк и группа «Арго», Элеонора Филина, группа «Ленинград».

Видите, какие совершенно разные исполнители поют эту песню! Тут и Андрей Макаревич и Надежда Бабкина и казачий ансамбль «Братина».

МИЛЬТОНЫ И УРКИ

Что касается стилистики песни, то и тут она похожа на легендарную «Мурку». К примеру, в ней есть словечко — «мильтоны». Мы уже стали о нем забывать во многом благодаря сериалу « Менты ». А ведь еще в в доперестроечные 80-е годы милиционеров у нас чаще называли не ментами, а именно Мильтонами.

Теперь поговорим немного о морали. Точнее, о тех понятиях, которыми руководствовались в своих действиях «бродяги», «коренные обитатели тюрем».

Многие психологи, имеющие дело с профессиональными уголовниками, отмечают, что осужденные часто и весьма охотно приписывают себе бурные романы с прокуроршами, судьями женского пола, надзирательницами.

И не только приписывают. Достаточно вспомнить пылкую любовь, вспыхнувшую между бандитом Мадуевым-Червонцем и прокуроршей Воронцовой, когда та пошла даже на явное нарушение закона, снабдив своего возлюбленного револьвером «наган» из сейфа с вещдоками. Что ни говори, но с точки зрения уголовников, в таких романах что-то в есть для них почетное, героическое — развести на любовь женщину в погонах.

Тут же вроде как не совсем тот случай. Не знал бедный парень, что его красавица работает в Губчека. Но основной принцип жанра соблюден — именно сыщики и другие силовики более других граждан общаются с преступным элементом. Тут недалеко и до романов.

Как мы уже говорили, они и на самом деле случаются. Но в песне «Парень в кепке» по законам патетического блатного жанра влюбленная «мусорша» еще была вынуждена и расстрелять своего ненаглядного. Стоит ли говорить о том, что она попала не куда-нибудь, а прямехенько в его зуб золотой? Конечно же, в действительности вряд ли кто-нибудь из ее коллег заставил бы опера, а уж, тем более, женщину, заниматься расстрельной работой... Но таковы законы жанра камерной музыки. И от этого никуда не уйдешь.

В блатном понимании этот случай говорит о беспринципности правоохранительных органов.

А может, он говорит об их профессионализме, который оказывается выше любых личных чувств?..

Это как в знаменитой песне «Дочь прокурора» (о ней мы рассказывали в одном из номеров газеты «За решеткой» за прошлый год), где прокурор сам посадил свою дочь, связавшуюся с уголовниками.

«Парень в кепке и зуб золотой»

Есть в скверу ресторанчик отличный, 
Скучно-грустно там Лельке одной, 
К ней подсел паренек симпатичный, 
В кепке набок и зуб золотой.

«Разрешите мне, милая дама. 
Одинокий нарушить покой», -
Так сказал и придвинулся парень 
В кепке набок и зуб золотой.

Долго девушка с парнем дружила, 
Завела наша Лелька дружка, 
А сама от него утаила,
Что служила она в Губчека.

Так встречались они понемногу, 
Но на банк был налет боевой –
Из нагана поранили в ногу –
Парня в кепке и зуб золотой.

Тут мильтоны его повязали: 
«Отвечай, с кем пошел на разбой!» 
Долго били его и пытали – 
Он упрямо качал головой.

И взбешенный начальник кичмана
Пишет Лельке приказ боевой:
«Сей же час расстрелять уркагана 
В кепке набок и зуб золотой!»

Наша Лелька лишилась покоя, 
Вспоминая тот маленький сквер, 
Но своей пролетарской рукою
Она молча взяла револьвер.

Входит в камеру пьяной походкой, 
Жмет курок непослушной рукой... 
Грянул выстрел — и грохнулся парень 
В кепке набок и зуб золотой.

Лелька вышла, дрожали коленки,
А за ней вынес парня конвой;
Только кепка валялась у стенки,
Пулей выбило зуб золотой.

Есть в скверу ресторанчик отличный. 
Скучно-грустно здесь Лельке одной. 
Не придет паренек симпатичный
В кепке набок и зуб золотой.

«Парень в кепке и зуб золотой»

(второй вариант)
Есть один ресторанчик портовый, 
Лельке скучно и грустно одной. 
Вдруг зашел туда парень фартовый –
Парень в кепке и зуб золотой.

Лелька ножку за ножку забросила 
(Дескать, знаю я мир ваш блатной!), 
Как мальчишку, опростоволосила 
Парня в кепке и зуб золотой.

Даже урки не помнили смелые 
Никогда в жизни сцены такой: 
Как лобзал Лельке рученьки белые 
Парень в кепке и зуб золотой.

Раз на дело пошли пустяковое. 
Миллион таких дел за спиной; 
Но попался башка бестолковая –
Парень в кепке и зуб золотой.

Его сердце томилось разлукою 
С той, кого он считал дорогой; 
Но не знал, что обманут был сукою 
Парень в кепке и зуб золотой.

Лельку вызвал начальник угрозыска 
И дал Лельке приказ боевой: 
Кончить парня в тринадцатой камере –
Парня в кепке и зуб золотой!

Лелька в камеру входит решительно, 
Пистолетик держа за спиной; 
Умирал, матерясь выразительно, 
Парень в кепке и зуб золотой.

Есть один ресторанчик портовый, 
Лельке скучно и грустно одной. 
Не зайдет туда парень фартовый –
Парень в кепке и зуб золотой.

Евгений Зимородок
ЗА решеткой, №5, май 2010


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 4304

vk rutube youtube

Михаил Клёнов
Михаил Звездинский
Ира Ежова
Леонид Утёсов
Таня Тишинская
Юрий Лоза
Тимур Шаов
Александр Кальянов
Игорь Тальков
Марк Бернес

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона