Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Один час в доме Владимира Высоцкого

Один час в доме Владимира Высоцкого

Первый день недолгого пребывания в Москве. Я уже успела постоять на Красной площади перед Кремлем и храмом Василия Блаженного, пройтись по улице Горького и побродить по местам, которые напоминают о прошлом — Кузнецкому мосту и Неглинке, Петровке и Бульварному кольцу. Чему же отдать предпочтение в послеобеденные часы? "В последнее время все, кто приезжает в Москву, выражает желание узнать побольше о Высоцком". Мой собеседник, молодой коллега из журнала "Огонек", сдержанный и скромный, говорит, что с Высоцким ему несколько раз случалось бывать в одной компании, и все. Но вот с матерью его он хорошо знаком. И мы направляемся к дому, в котором Высоцкий провел последние годы своей жизни. Большой современный жилой корпус. Считаем этажи — вот, на восьмом его окна, без штор, или нет, другие, с опущенными шторами. Что ж, я увидела дом, в котором жил Высоцкий, окна его квартиры. Казалось бы, можно и возвращаться. Но мимо Высоцкого нельзя пройти равнодушно. И я решаюсь сказать, что мне хотелось бы ненадолго зайти в его квартиру.

Перед входной дверью — портрет Высоцкого во весь рост, написанный 23-летним художником Владимиром Медянцевым. Внутри — другой, нарисованный художником Лукьянцом вскоре после смерти его друга Володи и названный "Последняя песня". В одном из углов — символы, выражающие человеческую сущность человека, который превратился в кумира, но наряду с этим остался товарищем: колючая ветка — из-за его "колючести", белая лилия, поскольку у него была нежная душа, бабочка — потому что он рано ушел из жизни. Я вижу снимки его скульптурных портретов. И много фотографий, сделанных при жизни — несколько детских и юношеских лет, но большинство мужского возраста. На многих из них он изображен вместе со своей "мадонной Рафаэля" — Мариной Влади, которой он посвятил и свою последнюю песню, написанную 22 июля, — он успел спеть ей ее только по телефону. Мне хотелось хоть немного приоткрыть завесу легенд и молвы, познакомиться с человеком, который стал причиной их возникновения. Последнее жилище Высоцкого — это просторная квартира, обставленная удобно и со вкусом, но сравнительно скромно, даже строго (следует учитывать и то, что "последнее слово" в этом отношении было за известной французской киноактрисой). Умное, характерное лицо матери — довольно высокой, хорошо сохранившейся 70-летней женщины, бывшей переводчицы с немецкого языка — напоминает лицо сына. Сейчас она единственный обитатель в доме своего Володи. Нежная материнская рука каждый день оставляет свежие цветы в двух местах на могиле и на постели, в которой он умер. В гостиной стрелки старинных настенных часов показывают его смертный час — 4 часа 10 минут (утра). В глаза бросаются знаки любви и признательности, полученные им при жизни или оставленные на могиле, которые заботливо хранятся. Вот некоторые из них: фуражка летчика, матросские бескозырки и воротники, шахтерские лампы и каски, предметы ручной работы например, огромное животное, на спине которого изображен причудливый лик, изготовленное художником-самоучкой с Дальнего Востока, особый дар с надписью "сто тысяч русских свечей для Высоцкого". Дети оставляли на его могиле игрушки, значки, конфеты. В русском человеке неискоренима необходимость выражать свою любовь посредством подарка!.. В рабочем кабинете — несколько образцов прекрасного народного искусства: игрушки, фигурки из Средней Азии, картины, одна из четырех гитар Высоцкого и много его снимков в ролях Лопахина, Галилея, Дон-Жуана, Гамлета. В спальне — картины, иконы, художественные предметы. Рядом с кроватью, на которой лежат живые цветы, — разрисованный поднос, венок, а на стене над ними — портрет Марины Влади. Таков сегодня этот своего рода музей, сохранивший интимное присутствие чувствительного и темпераментного творца, буйного и нежного, превратившегося в легенду, но оставшегося близким. Человека, который много работал. Ибо к 42-лег-нему возрасту он создал около 600 песен, только в Театре на Таганке исполнил более 20 ролей, снялся в 26 фильмах.

Небольшая книжка, озаглавленная "Нерв", сделала литературным фактом песни Высоцкого. Вышедший в 1981 году сборник с предисловием Роберта Рождественского содержит около 130 песен. Он давно стал библиографической редкостью. Я видела экземпляр, подаренный матери режиссером Любимовым с автографами актеров из Театра на Таганке. Мне было некогда рассматривать книги, но я знала, что Высоцкий любил рисовать (он часто набрасывал автопортреты, на обложке граммофонной пластинки с записями его песен, изданной болгарским предприятием "Балкантон", изображен его автожарж), и поспешила отметить некоторые из альбомов с репродукциями в его библиотеке: Гоген, Тулуз-Лотрек, Дерен, Анри Руссо, Модильяни, Эдвард Мунк, "представители сюрреализма, кубизма, итальянского и японского искусства, Кандинский, Миро, Клее. Да, не забыть бы: видела и один "трехтомник" Высоцкого, подаренный матери молодыми почитателями ее сына, которые "сняли" с магнитофона тексты его песен.

Высоцкий принадлежит к числу тех творцов, о которых не только говорят, но и спорят. И спорят преимущественно о его песнях. Критикующие его творчество утверждают, что это банальный жанр, что темы его слишком "приблатнены", то есть вульгаризированы, что есть у него и "словоблудие", иначе говоря, безответственная игра словами, что иногда он слишком мелодраматичен. Друзья и поклонники видят в этих самых песнях насмешку и сарказм, рожденные непримиримостью в отношении зла, видят остроумную, находчивую, интеллигентную и едкую переработку "материала, взятого из действительности". И припоминают слова Анны Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда. Сердитый окрик, дегтя запах свежий, таинственная плесень на стене... И стих уже звучит, задорен, нежен, на радость вам и мне".

Те, для кого русский язык не является родным, да и тот, кто не слышал языка улицы, обычно не в состоянии проникнуть в подлинный смысл некоторых "шероховатых" и "будничных" песен Высоцкого. Говорят, что он сочинял их обычно с магнитофоном. Но цифра 600 некоторым кажется недостаточной, и они называют другую — тысяча песен. При таком положении совершенно естественно задаться вопросом — а вдруг магнитофонная стихия увлекла за собой песни сомнительного авторства или же те, над которыми Высоцкому хотелось бы еще подумать и поработать?

О Высоцком, как и о всех, кто будоражит воображение людей, можно слышать много рассказов. Но давайте попытаемся приблизиться к нему самому, услышать его собственные слова. "Добра!", то есть "желаю добра!" — лаконичная надпись, которую он оставил многим своим друзьям. А в одном интервью 28 июня 1970 года мы находим несколько штрихов его психологического автопортрета.

"Любимые писатели? — Булгаков и Ахмадулина.

Любимые актеры? М. Яншин и З. Славина.

Любимый спектакль? — "Живой".

Любимый фильм? .— "Огни города" Чаплина.

Любимый художник? — Куинджи, картина "Лунный свет".

Любимое музыкальное произведение? — 12-й этюд Шопена; песня "Вставай, страна огромная..."

Любимый друг? — Золотухин (и указывает в качестве его характерных черт "терпимость, мудрость, неназойливость").

Чего тебе не хватает? — Времени.

Каким человеком ты себя считаешь? — Я не думаю всегда одно и то же о себе, но каков я — скажут друзья.

Твоя мечта? — Лучшая жизнь для людей.

Чего ты хотел бы добиться в жизни? — Чтобы меня помнили"

В разговорах о Высоцком я несколько раз слышала, как его называли бардом. Это старинное иностранное слово превратилось, видимо, в весьма часто употребляемый неологизм, вошедший в жизнь с распространением и утверждением одного явления — художественного, но в то же время и общественного. Одна из значительных фигур, с которыми оно останется связанным, — это Владимир Высоцкий, поэт-певец с собственным ритмом и интонацией. А это уже достаточный залог того, что его заветное желание будет осуществлено.

Радка Димитрова
Огни Болгарии, 1984 г.


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 3225

vk rutube youtube

Михаил Шуфутинский
Иван Кучин
группа Воровайки
Александр Дюмин
Сергей Наговицын
Ильдар Южный
Антон Яковлев
Наталья Штурм
Сергей Чиграков
Вика Цыганова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона