Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «На Арсенальной улице» - эту песню надо слушать!

«На Арсенальной улице» - эту песню надо слушать!

Аркадий Северный по пьянке порой забывал слова воровского романса

В нашей традиционной рубрике мы продолжаем рассказывать о легендарных песнях блатного мира. На очереди песня «На Арсенальной улице». Она написана ещё до революции. Песня рассказывает о пребывании героя в казенном доме, что на Арсенальной в Питере. Любопытно, но и сейчас в здании старой тюрьмы содержатся: убийцы, маньяки и людоеды со всей России. Которые не являются ни заключенными, ни осужденными.

ЗДЕСЬ БОЛЬНЫЕ С ПОЛНЫМ НАБОРОМ СТАТЕЙ УК

Сегодня в современном Петербурге найти легендарное тюремное здание довольно легко. Арсенальная улица, 9. Мрачное здание из «американского» красного кирпича. На воротах нет никаких опознавательных табличек. Только избранные в курсе, что за забором периметром в 730 метров — психиатрическая лечебница закрытого типа, где содержатся люди, совершившие кошмарные деяния и признанные невменяемыми по суду. 90% из здешних пациентов в лучшем случае просто убийцы, но много и серийных маньяков, каннибалов. Все они не считаются заключенными или осужденными — исключительно больными людьми, пациентами.

Закрытая психушка обслуживает 14 регионов страны. До революции здесь была мужская тюрьма, в советское время до конца 1940-х годов — уже женская. С 1949 года -отделение психтюрьмы. С 1952 года — закрытая лечебница для опасных для общества психов с криминальными наклонностями. Впрочем, за века в здании почти ничего не изменилось, поэтому, слушая песню «На Арсенальной улице», можно легко смотреть на все глазами лирического героя. Вот и посмотрим.

Герой, попавший в эту тюрьму, явно в ней не новичок и знает все блатные законы. Более того, он картежник, но с недавних пор стал увлекаться политикой. Но это дань моде, так многие делали, а сидит он явно за уголовку. Отношения в киче жестокие, можно и глаз лишиться, можно чести. Денег — так вообще само собой. Что делать в неволе? Карты. Они сделаны из газеты. За ними и поговорить можно. Хоть о той же политике. И всепоглощающий дух загадочной и терпкой тюрьмы вокруг — мрачной, как души томящихся в ней злодеев...

«Я ВАМ ЕЕ ЕЩЕ РАЗ ПОД ЗАКУСКУ ИСПОЛНЮ»

Не устану повторять, что большинство блатных песен — это переделки русских народных произведений. Не исключение и песня «На Арсенальной». Она поется на мотив «Затворницы» (тоже, казалось бы, вполне себе тюремное название). У этой песни середины XIX века есть авторы, а вот у блатного варианта их как раз нет. Точнее, они не установлены.Песню эту очень любил и с удовольствием исполнял не только под запись, но и для души Аркадий Северный. Под прозрачную водочку, под прозрачную слезу. Самая лучшая грамзапись этой песни в исполнении Северного датируется 1974 годом, когда он спел ее вместе с ансамблем «Четыре брата и лопата». Однажды Северный, исполняя «На Арсенальной», будучи уже изрядно подшофе, сообщил слушателям буквально следующее (эти слова есть на записи — итак, дословно): «Извините, пожалуйста, я немножечко перепутал слова, потому что. . .потому что. . .Знаете — старая, старая песня. . .Я вам еще раз ее под закуску все ж исполню, как это нужно делать». Что же, это вполне в духе пившего горькую, но уж очень душевного Северного.

Исследователь жанра блатного фольклора Александр Тихомиров рассказал корреспонденту «За решеткой»: «Конечно же, в стихотворном плане ничего особенно выдающегося в песне «На Арсенальной улице» нет. То же произведение «Затворница» много и много в этом плане сильнее. Но нельзя не отметить бодрый слог, веселость текста, удачное сопряжение автором «гражданского» языка и фени. А вообще долго останавливаться на стихах, на тексте и смысла особого не имеет. Эту песню надо слушать! Ведь поется она на мотив «Затворницы», а это романс. Под музыку слова звучат очень лирично. Местами». Вот Аркадий Северный как раз очень давил на лирику.

ПОЮТ. . .ВСЕ!

У песни есть еще один вариант — он даже громко называется «На Арсенальной улице — 2», однако разница с каноническим вариантом настолько невелика, что я даже не буду его приводить. Как уже было сказано, автор песни неизвестен, а что касается даты ее возникновения, то она размыта до следующего исторического отрезка-1905-1915 гг.

Кстати говоря, на Арсенальной улице в Петербурге, в доме № 11 (совсем рядом!), есть еще одно спецучреждение закрытого типа — женский следственный изолятор №5. Так что и его обитательницы могут петь легендарную песню на полном основании. Да и сидельцы «Крестов» по большому счету тоже — знаменитый следственный изолятор расположен также на Арсенальной, только набережной.

На Арсенальной улице

На Арсенальной улице
Я помню старый дом
С широкой темной лестницей,
С решетчатым окном.
Войти в тот домик стоит рубель,
А выйти — два рубля (1),
И если есть на роже дупель (2),
То будешь без дупля.
Веселые там мальчики,
Девчата хороши.
Не суй им в ротик пальчики -
Записку напиши.
Там ждут суда за шабаши (3), 
Шпиляют в терс и рамс (4),
А я привык у бабушек
Раскладывать пасьянс.
Разложишь — не разложится, 
Все масти не туда. 
У милой дамы рожица 
Скривилась от стыда. 
Все карты из газетины. 
Наверно, дело в том, 
Такие уж заведены 
Порядки в доме том.
Пока сыграешь партию, 
Узнаешь, кто и где 
Создал в подполье партию, 
А кто сейчас в беде. 
Я стал силен в политике, 
А в картах стал гроза. 
Эх, братцы, помогите-ка 
Нажать на тормоза.
Прошли года по полюшку -
Собрал я два рубля, 
Купил билет на волюшку, 
И вот пред вами я. 
На Арсенальной улице 
Я помню старый дом 
С широкой темной лестницей, 
С решетчатым окном.

(1) До революции благопристойный обыватель мог внести за арестованного денежный залог в несколько рублей и взять его из временного изолятора на поруки до приговора суда.

(2) Здесь предполагается двойная трактовка. Во-первых, «дупель» — состояние опьянения. В песне подразумевается, что, попав за решетку, трезвеешь (на жаргоне также «дупель» — тупой человек). Другое значение: «дупель» — два глаза. В тюрьме могут один из них (а то и оба) выбить, и «будешь без дупля».

(3) У Аркадия Северного — «за табаши». По некоторым сведениям, «табашем» называлось до революции удачное преступление.

(4) Шпилять — играть в азартную игру. Терс (терц), рамс — блатные карточные игры.

«Затворница»

         Музыка Казанли 
         Слова Я. Полонского
В одной знакомой улице 
Я помню старый дом, 
С высокой, темной лестницей, 
С завешенным окном.

Там огонек, как звездочка, 
До полночи светил, 
И ветер занавескою 
Тихонько шевелил.

Никто не знал, какая там 
Затворница жила, 
Какая сила тайная 
Меня туда влекла!

И что за чудо-девушка 
В заветный час ночной 
Меня встречала, бледная, 
С распущенной косой!

Какие речи детские 
Она твердила мне 
О жизни неизведанной, 
О дальней стороне!

Как не по-детски пламенно, 
Прильнув к устам моим, 
Она, дрожа, шептала мне: 
«Послушай, убежим!

Мы будем птицы вольные, 
Забудем гордый свет. . .
Где нет людей прощающих -
Туда возврата нет!»

И тихо слезы капали, 
И поцелуй звучал, -
И ветер занавескою 
Тревожно колыхал.

Тифлис20 июля 1846 г.

Евгений Зимородок
За решеткой, №2 февраль-март 2009


Комментарии

20.12.2009 15:35 О, Остапенко [prince_rat@mail.ru]
История, что тут скажешь! Из неё, как и из песни, слова не выкинешь. По крайней мере, сегодняшние "лагерные барды" создают то, что и в подмётки ей не годится. а так... Курочкина чуть-чуть напоминает.

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 4328

vk rutube youtube

Ольга Каневская
Миша Лиманский
Влад Забелин
Сергей Ноябрьский
Семен Канада
 Анка
Константин Сокольский
Вахтанг Кикабидзе
Изабелла Юрьева
Валерий Никитин

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона