Музей Шансона
  Главная  » Персоналии  » Владимир Шиленский  » Письмо другу-шансонье ...

Письмо другу-шансонье о СПб, фестивале Северного, Жеке и авторском караоке

Владимир Шиленский

Здрав будь, друже! 14 апреля отгремел 16-й Фестиваль Аркадия Северного и, пока свежи были впечатления, решил поделиться... Да закрутился и вот только таперича отправляю тебе текстик сей. Ах, этот замшевый, резной-лепной, потёртый Его Величество Санкт-Петербург... Люди вежливее, чем в Москве. Среди такой огромной живописной декорации трудно быть жлобом. Воистину, красота тёмного прошлого пытается спасти наш залитый неоном постиндустриальный мир. Со времени последнего моего приезда — пара лет прошло — в Петрополе стало заметно больше восточных лиц. Но, по-прежнему, бодрит обоняние, только занырнёшь в проходные непарадные дворы, приснопамятный смрад мочи. По пивнушкам, рюмочным и кофейным северная столица впереди планеты... С "тувалетами", похоже, похуже.

Первый раз побывал в Музее обороны и блокады. Экспозиция уровня 70-х годов. Такая трагедия, такой подвиг, такой материал, а сделать так, чтобы даже толстокожих мороз пробирал, денег и мозгов не хватает. Подслушал три экскурсии. Один молодой мордатый дядька сообщил в частности, что, дескать, и ополчение питерское было без оружия — не то что ополчение московское (типа, до зубов вооружённое). Вот урод, фашист проклятый! Но, посети музей этот обязательно. Только в экскурсоводы бери невысокого мужика с бородкой и в очках лет сорокапяти, а не длинного упитанного прохиндея. Вообще, набродился по городу так, что прогары дымились. Часто на глаза попадались плакаты — угадай чьи? — правильно! — Жеки с "Сердцебиением" (не в музее, а на улицах). Отличное название, подумал...

Фестиваль, как всегда, организован шикарно и чётко. Участников аж под сорок чел. В основном, народ из двух столиц. Интерьер шоу-холла "Атмосфера" напоминает готический собор снаружи. Свет, звук, суперсъёмка... Зритель, несмотря на недетские цены за снедь, присутствовал в достаточном количестве и качестве. Действо длилось с семи вечера и аж заполночь захлестнуло. Живописать выступления, давать оценку персонажам не стану — не всех осилил послушать-повидать, да и всё будет скоро на ютюбе, чтоб обзавестись тебе своим мнением. Но, нет, не удержусь обратить внимание на яркую и талантливую Милу Шалу. И не только потому, что пела она песенки на мои слова. Ты знаешь: мне больше нравится, когда человек поёт песенки на свои слова. Только слова должны быть настоящими. Просто Мила эта здорово исполняет.

Вся команда продюсерского центра "Ночное такси" пашет не за страх, а за совесть. Муз-банда и подыгрывала и делала вид мастерски. Только друмсист в гримёрке разгунделся — воду евоную, видишь ли, всю выпили. А нефиг разбрасывать. Была и дочь Аркадия Северного — живая и прекрасная Наташа. Вот только главный мотор и закопёрщик фестиваля и вообще всего шансона, изобретатель аккорда ля-минор, зять Северного, кипучий продюсер Александр Викторович Фрумин был не совсем здоров, а даже слегка ранен в ногу в последней перестрелке при разведении Поцелуева моста. Чтоб он был здоров (не мост, конечно)! Да, чуть не забыл... Когда перед началом фестиваля подписывали издательский договор на исполняемые песни, был вручён рекламный буклет "Контрамарка" — "приложение о досуге деловых людей", в коем, помимо афиши фестиваля и прочих изумительно интересных материалов, наткнулся я на интервью — угадай чьё? — правильно! — Жеки же. И называлось оно "Жека: не жалею ни о чём". Отличное название, подумал... А потом прочёл текст помельче. Собственно, этому интервью, в котором "певец оказался немногословным, но содержательным", я и хочу посвятить третью часть моей санкт-питербургской бересты.

В целом, и вопросы и ответы ни о чём. В меру косноязычно. Разумеется, не понятно, о чём же о таком Жека не жалеет. Да и ладно бы, всякие нескладухи да залипоны видали. Ну появились деньги-связи-поклонники-покровители у "талантливого рокенролльщика", ну собрался он "спороть старый ярлык" (шансон который). Правильно, в попсе бабок больше. Да и какой у Жеки шансон? Так, лирика неясная. Многим нравится. Многие тоже так пишут для себя. Он и сам говорит, что в песнях "моё состояние, переживания, боль, радость и счастье, а всё остальное — детали, без которых не может существовать жанр". Какой жанр имеется в виду такой, что уж так не может существовать без жекиных деталей, тоже я не осознал. Но вот один абзац интервью я приведу тебе почти полностью. Журналист: "Твои шоу отличаются зрелищностью. Насколько это совместимо с жанром шансона?" Жека: "У нас настолько обесценили понятие концерта, что стали называть этим выход человека на сцену и исполняющего караоке своих песен. Страшно, что зрители привыкают к подобным концертам. ...Я ничего в смысле шоу или музыкального сопровождения своих концертов специально не изобретал — живой звук, усиление некоторых песен танцевальными номерами... Люди должны увидеть нормальный, динамичный концерт, получить удовольствие, положительные эмоции. А иначе за что артист будет получать деньги? Пусть идёт в караоке-бар, платит деньги и поёт перед друзьями." Выходит, дружище, что музыканты за спиной, фанарики над головой да хореографические этюды, вот от чего зритель должен тащиться, слушая песни. Вот за что он Жеке деньги нести должен? Вот она "зрелищность"! А мы-то думали, что в песне главное слова, смысл, позиция автора, свежесть взгляда, неповторимость, ну мелодия.

Вообще, Жека красавчик: сменил кепку на шляпу, а рюмку водки на чашку кофе. К интервьюшке приделана фотка, на которой он, многозначительно поглядывая мимо читателя, несёт чашку кофе в сторону рта. Из чашки торчит ложка. Рисковый Жека парень, подумал, — даже глазик поранить не боится. Даром, что в чужом — в нашем, "исполняющих караоке своих песен" — сорину с бревно разглядел. Ну и тот ещё, конечно, эстэт... Сразу видно, рюмка-то, она попривычней будет. А коли серьёзно, обидно, если проделает Евгений Григорьев из Кургана типичный путь готового на всё провинциала — сквозь тернии в звёзды и дальше — в космический мусор. Ведь есть у него талант. Есть энергия, поэтика своя, совесть даже, а? Или детей кормить ему надо? Понятно... А ведь не всем ещё время наше аудио-визуальное извилины выпрямило. Ходят люди на "авторское караоке" — когда только ты, слова твоих песен, музыка и зал. И не за что спрятаться. Не на что глазеть. А только понимать, о чём речь, пока ещё по-русски понимать не разучились. А Жеке страшно, что к этому привыкают? А мне страшно, что привыкают к внешнему блеску, движухе, скрывающей пустоту. К понтам дешёвым. Что по всем каналам — эти танцы и круговерть безумная. Да, в конце интервью Жека обнадёживает и интригует: "Не буду раскрывать секретов, но приятные сюрпризы будут". Ну хоть что-то... Хотя могу себе представить...

Эх, и вспомнился незабвенный Саша Чёрный "И Васильевский остров, как жаба в манжетах"... Приезжай, брат, в Санкт-Петербург — город-призрак.

Послоняемся, попоём АВТОРСКОЕ КАРАОКЕ! А ты что об этом думаешь, старина? Может, прав Жека: зря мы под ногами путаемся, танцорам мешаем зарабатывать? Ну бывай што ли. Не посетуй на многословие: проза она болтлива — сам знаешь — не то что песенка. Твой Володька Шиленский, поющий поэт. Обнял. Спасибо, если чо...


vk rutube youtube

Виктор Петлюра
Анатолий Полотно
 Профессор Лебединский
Вася Пряников
Александр Розенбаум
Юрий Самарский
Аркадий Северный
Алексей Стёпин
Геннадий Тимофеев
Вилли Токарев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона