Музей Шансона
  Главная  » Разное  » Юр.справка  » Изменения в авторском законодательстве. Комментарий юриста.

Изменения в авторском законодательстве. Комментарий юриста.

Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении проект изменений и дополнений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993года.Принятие соответствующего закона ожидается до конца июня 2004года.Это означает, что совсем скоро под правовую охрану попадут произведения практически всех авторов, умерших менее 70-ти лет назад: как еще недавно охранявшиеся произведения С.В.Рахманинова, А.Н.Толстого, В.В.Вересаева, так и давно не охранявшиеся произведения А.М.Горького, А.П.Гайдара, а также, к примеру, те произведения М.А.Булгакова, которые перешли в общественное достояние, и т.д.

Кроме того, Россия впервые признает и четко формулирует, что 70-летний срок охраны авторского права распространяется на произведения иностранных авторов вне зависимости от даты первого опубликования этих произведений. Россия признает также и 50-летний срок охраны смежных прав иностранных вещателей, производителей фонограмм и артистов-исполнителей безотносительно к датам присоединения нашей страны в 1995 и 2003гг. к соответствующим международным конвенциям.

Таким образом, считавшиеся неохраняемыми «классические» записи, например, группы «Битлз» после вступления в силу изменений и дополнений в Закон попадут под охрану. Поэтому рекорд-компаниям придется получать как авторские, так и смежные права на тиражирование и распространение в России подобных записей. Готова ли наша страна к таким изменениям? Многие считают, что нет, не готова, - ведь даже с нашими, «Родными», авторами и обладателями смежных прав производители не особенно церемонятся. Практически у каждого, даже самого законопослушного, издателя найдутся несколько контрафактных альбомов(не говоря уже о перманентных несанкционированных допечатках).С другой стороны, Россия стремительно входит в мировой рынок, и изменения в законодательстве - факт известный и всеми давно ожидаемый.

Справедливо, как представляется, мнение о том, что возникнут проблемы с розыском правообладателей. Естественно, что с определенными трудностями столкнутся издатели и при ведении переговоров о получении прав. Здесь в выигрыше окажутся те компании, которые уже сейчас сотрудничают с мировыми лейблами либо имеют к таковым непосредственное отношение. Определенная практика получения прав от иностранцев есть у многих производителей. Например, рекорд-компания «Мегалайнер» владеет исключительными правами на произведения Таркана и довольно успешно эти права реализует на территории Российской Федерации. Безусловно, таким пользователям будет намного проще адаптироваться в «Новых экономических условиях»,т.е. после вступления в силу изменений и дополнений в Закон 1993г.

Следует иметь в виду, что претензии по факту нарушения авторских и/или смежных прав к недобросовестным производителям будут предъявляться как иностранными правообладателями(в первую очередь юридическими лицами),так и российскими компаниями, получившими исключительные права на использование тех или иных произведений или фонограмм на территории Российской Федерации. Разумеется, конфликты нарушителей с российскими правообладателями, получившими западный «Эксклюзив», могут быть гораздо серьезнее, чем самые громкие разбирательства с отдельными авторами.

Исходя из смысла п.2 ст.48 Закона «Об авторском праве и смежных правах»,любое физическое или юридическое лицо, которое участвует в отношениях, возникающих в связи с созданием или использованием произведений науки, литературы или искусства, и не выполняет требований Закона, является нарушителем авторских и/или смежных прав. Экземпляры произведений и фонограмм, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав, признаются контрафактными. Контрафактными являются также экземпляры охраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, импортируемых без согласия правообладателей в РФ из государства, в котором эти объекты никогда не охранялись или перестали охраняться.

Необходимо обратить внимание на оформление аудио- и видеоальбомов. Так, несанкционированная перепечатка чужой ранее издававшейся обложки влечет контрафактность всего диска или кассеты. То же относится к размещению в буклетах стихотворений, комментариев, фотоснимков и других произведений литературы и искусства. Так, в 2003 году «Компания Русский Хит» получила у Продюсерского Центра Игоря Матвиенко лицензию на воспроизведение путем звуковой записи на аудионосителях и путем записи на видеоносителях ряда музыкальных произведений с текстом из репертуара группы «Кипелов». В буклетах компакт-дисков «Путь наверх», изготовленных «Компанией Русский Хит», были воспроизведены тексты песен, на что правообладатель разрешения не давал. Из этого следует, что выпущенный тираж должен быть признан контрафактным и, как указано в Законе, подлежит обязательной конфискации. Ответственность несут также распространители таких компакт-дисков.

Даже сейчас давно работающие в этом бизнесе компании выпускают 100-прцентный контрафакт: как без договоров с авторами, так и без получения смежных прав. Российским судам очень скоро придется разбирать еще и многочисленные иски иностранных правообладателей. С одной стороны, это будет способствовать повышению уровня отечественного правосудия, квалификации судов, прокуратуры и т.д., а с другой - должно неминуемо привести к укреплению правовой системы и установлению правопорядка.

Ирина Тулубьева, начальник отдела Авторского права ЗАО «Интеллект-Консалтинг»(Москва)
Журнал «Музыкальный магазин» №8-2004г.


vk rutube youtube

Артур Шуляк
Игорь Буржуй
Сергей Шиповник
Виктор Ашуров
Стас Притчин
Леонид Газиханов
 Есения
Джемма Халид
Анатолий Грабежов
 Тимур

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона