Музей Шансона
  Главная  » Разное  » Юр.справка  » Фрагменты произведений, переделки

ФРАГМЕНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕДЕЛКИ

Использование произведений науки, литературы и искусства, срок охраны которых не истек, допускается только на основании авторского договора с правообладателем. Такая обязанность установлена Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09 июля 1993 года №5351-1 (далее по тексту - «Закон»).

Это правило распространяется на всех пользователей произведений независимо от способа использования ими результатов творческой деятельности авторов и вне зависимости от назначения и достоинства произведений. При этом звукозаписывающие компании и другие пользователи обязаны заключать авторские договоры как на использование произведений целиком, так и на отдельные части, фрагменты произведений.

Пункт 3 статьи 6 Закона устанавливает, что часть произведения науки, литературы и искусства является объектом авторского права. Законом охраняется такая часть произведения, которая, во-первых, является результатом творческой деятельности, а во-вторых, может использоваться самостоятельно.

То же относится и к названию
НАЗВАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОХРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОМ ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО ОНО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОРА, ТО ЕСТЬ В ДОСТАТОЧНОЙ СТЕПЕНИ ОРИГИНАЛЬНО И САМОБЫТНО, И МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ БЕЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНО.
произведения. Название как часть произведения охраняется законом при условии, что оно представляет собой результат творческой деятельности автора, то есть в достаточной степени оригинально и самобытно, и может использоваться без произведения, самостоятельно.

Конечно, не всегда возможно сразу же дать ответ на вопрос, является ли какое-либо конкретное название произведения или другой его фрагмент объектом авторского права, есть ли в нем частица творческого труда автора, или же это обычное слово (словочетание), самая рядовая и повсеместно употребляемая фраза, стандартный набор звуков. Иногда оригинальность названия или иного фрагмента очевидна. В спорных случаях окончательный вердикт по этому вопросу будет вынесен судом, который и установит, является ли фрагмент использованного произведения (в том числе его название) результатом творческой деятельности автора и, соответственно, были ли нарушены права истца (обладателя авторского права). К участию в процессе скорее всего будут привлечены и эксперты - специалисты
ЧАСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ АВТОРСКОГО ПРАВА. ЗАКОНОМ ОХРАНЯЕТСЯ ТАКАЯ ЧАСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КОТОРАЯ, ВО-ПЕРВЫХ, ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, А ВО-ВТОРЫХ, МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
в области литературы или искусства, которые дадут суду свое заключение (возможно, что и не одно). Однако решение выносится только судом и только на основании закона, и потому доводы экспертов не будут иметь для суда определяющего значения.

Фрагменты произведений, в том числе названия, регистрируются в качестве товарных знаков (знаков обслуживания). Товарные знаки могут быть словесными, изобретательными, звуковыми, комбинированными. В качестве звукового товарного знака (знака обслуживания) может быть зарегистрирован отрывок из музыкального произведения. Использование чужого обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака (знака обслуживания), без получения лицензии владельца товарного знака признается нарушением прав владельца. При этом в отличие от использования произведения (части произведения) использованием товарного знака является только такое использование, которое способствует индивидуализации товаров или услуг, выделению товара (услуги) из общей массы именно в помощью обозначения, зарегистрированного в качестве товарного знака.

Объектами авторского права являются любые результаты творческой деятельности как оригинальные, творчески самостоятельные, произведения (музыка, стихи), так и производные произведения. Производными являются переводы, переделки (аранжировки, ремиксы) и иные переработки.

Для того, чтобы созданная переработка (например, аранжировка) охранялась авторским правом, необходимы две составляющие:
1) она должна быть результатом творческой деятельности (так, не являются объектами авторского права редактирование, транскрипция, добавление мелизмов и др.);
2) до ее создания переработчик (аранжировщик) должен получить согласие автора музыкального произведения (или иного правообладателя). Использование любого охраняемого произведения, в том числе его фрагментов, для создания нового произведения (ремикса, поппури и т.д.) допускается только по согласованию с правообладателем, т.е. на основании авторского договора.

Если в ремиксе используются части различных фонограмм, то необходимо получить также разрешение от обладателей смежных прав.

Таким образом, в соответствии с Законом (ст.ст.12, 16, 30) право на производное произведение (аранжировку, ремикс, иную переработку) возникает только при условии соблюдения переработчиком прав автора произведения, подвергшегося переделке, аранжировке или другой переработке. Это означает, что любые договоренности между автором оригинала и переработчиком (переработчиками) должны быть документально зафиксированы. В противном случае могут возникнуть конфликтные ситуации. Например, руководитель музыкального коллектива самостоятельно создает аранжировки и ремиксы известных песен для их исполнения коллективом. С этим репертуаром коллектив без проблем работает в клубах, ездит по стране. Но когда появляется необходимость в издании сольного альбома, выясняется, что отношения с композиторами не были своевременно урегулированы. Более того, узнав от выпускающей компании о существовании ремиксов и иных переделок, правообладатели категорически запретили любое их использование и предъявили претензии переработчику.

Подобная ситуация может возникнуть практически с любым произведением. Не секрет, что переделки, особенно аранжировки, создаются без согласия авторов оригиналов. Поэтому у таких аранжировщиков нет прав на осуществленные ими переработки. Аналогично несанкционированный автором перевод текста песни либо создание на основе текста новой версии влекут для переводчика (иного переработчика) непризнание его авторских прав. Документом, подтверждающим право на созданную аранжировку, переделку является авторский договор между композитором (иным правообладателем) и аранжировщиком (или иным переработчиком). В этом договоре фиксируются доля вознаграждения, причитающегося переработчику за использование произведения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧАСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (СТИХОТВОРНЫХ СТРОК, МУЗЫКАЛЬНЫХ ТАКТОВ) БЕЗ ССЫЛКИ НА АВТОРА ПРИЗНАЕТСЯ ПЛАГИАТОМ - БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО К ТОМУ, ИСТЕК ИЛИ НЕТ СРОК ОХРАНЫ ЭТОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. ПРАВО АВТОРСТВА ОХРАНЯЕТСЯ БЕССРОЧНО.
в переработанном виде, а также иные условия использования переработанного произведения.

Необходимо отметить, что Законом предусмотрена возможность использования отрывков из произведения без заключения авторского договора и без выплаты гонорара. Однако на использование произведений в аудиопродукции изъятия из Закона не распространяются. Поэтому рекорд-компаниям в своей основной деятельности необходимо заключать договоры на любое использование. Некоторая возможность свободного использования фрагментов произведений существует в первую очередь для информации о выпущенной продукции, но никак не для воспроизведения промышленным способом аудионосителей. Так, статья 19 Закона допускает свободное цитирование из произведений при соблюдении
ЗАКОН ОГРАНИЧИВАЕТ ОБЪЕМ ЦИТИРУЕМОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ - ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ОПРАВДАН ЦЕЛЬЮ ЦИТИРОВАНИЯ. ЭТО ОГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫМ МОМЕНТОМ, ПОСКОЛЬКУ ОНО ДОСТАТОЧНО СУБЪЕКТИВНО И В СЛУЧАЕ СПОРА РЕШЕНИЕ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ ВЫНЕСЕТ ТОЛЬКО СУД.
ряда условий. Во-первых, важна цель цитирования. Свободное (бездоговорное) цитирование допускается только "в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях". При этом цитировать (в оригинале и в переводе) можно только из произведений, которые были правомерно обнародованы.

Кроме того, Закон ограничивает объем цитируемого произведения - он должен быть оправдан целью цитирования. Это ограничение представляется наиболее уязвимым моментом, поскольку оно достаточно субъективно и в случае спора решение по данному вопросу вынесет суд.

Закон устанавливает, что при соблюдении всех вышеперечисленных условий цитирование должно в обязательном порядке сопровождаться ссылкой на автора, произведение которого цитируется, и на источник заимствования.

Некоторые пользователи ошибочно полагают, что, опираясь на вышеизложенную норму ст.19 Закона, они могут издавать сборники, в том числе ремиксы, песен. Такая позиция представляется не основанной на законе.

Другим исключением, предусмотренным ст.19 Закона, является использование правомерно обнародованных произведений или отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью (п.2 ст.19 Закона). Эту норму также нельзя трактовать расширительно. Определяющим для понимания смысла приведенных исключений является норма п.5 ст.31 Закона: ограничения прав авторов, предусмотренные в том числе ст.19 Закона, допускаются при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.

Особо следует подчеркнуть, что использование части произведения (стихотворных строк, музыкальных тактов) без ссылки на автора признается плагиатом - безотносительно к тому, истек или нет срок охраны этого произведения. Ведь право авторства охраняется бессрочно. Бессрочно охраняется и право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора. К примеру, бесспорным искажением произведения является внесение в его текст нецензурной лексики, искажение мелодии.

Аудиопродукция, выпущенная без получения разрешения на переработку, с нарушением права авторства или ущемляющая репутацию автора, является контрафактной (ст.48 Закона).


Ирина Тулубьева,
начальник отдела Авторского права
ЗАО «Интеллект-Консалтинг», Москва
«Музыкальный магазин» #3(106) 22 марта-4 апреля


vk rutube youtube

Сергей Грубов
Евгений Алтайский
Виктор Шульман
Виктор Гагин
Олег Анофриев
Юрий Шкитун
Дина Верни
Наталия Медведева
Олег Ай
Ляля Рублёва

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона