Музей Шансона
  Главная  » Разное  » Юр.справка  » «Пролетели, как «фанера» над Китаем

Пролетели, как «фанера» над Китаем

Мировая музыкальная общественность отдала должное действиям правительства Китая, оштрафовавшего двух молодых эстрадных певиц на сумму по 50 тыс. юаней (около $7,3 тыс.) каждую за пение под фонограмму на одном из концертов в городе Чэнду. Они стали первыми артистами в стране, заплатившими за "фанеру". Напомним, министерство культуры КНР запретило использование фонограммы на коммерческих концертах еще несколько лет назад. Есть ли шанс победить фонограмму в нашей стране? Об этом мы поговорили с Иосифом КОБЗОНОМ, который не просто обладает безупречной репутацией "живого" исполнителя, но и сам вел нелегкую борьбу за запрет "фанеры" в России.

— Иосиф Давыдович, как вы оцениваете решение китайского правительства?

— Жалко коллег, тем более девушек, но Китай с таким решением можно только поздравить. Когда я был председателем Комитета Госдумы по культуре, мы прибегали к закону "О защите прав потребителей", который в том числе запрещает и работу под фонограмму. Но по причине отсутствия органов контроля, системы взысканий у нас так и не нашлось возможности бороться с фонограммой. Причем мы предлагали выбрать даже такой вариант, чтобы не наказывать артиста или запрещать фонограмму, а хотя бы обязать информировать публику, что певец работает под "фанеру". Потому что многие зрители относятся к этому лояльно, они занимают позицию: исполнитель мне нравится, я хочу его видеть, мне все равно, живьем он поет или нет... Пусть так, но ты сам поступи по совести, объяви, что у тебя фонограмма, не обманывай зрителя. Но куда там!

— То есть работа под фонограмму — это вопрос совести артиста?

— Ни один уважающий себя иностранный исполнитель никогда не позволит себе пение под фонограмму. Я помню концерт Уитни Хьюстон в Кремле, когда она не могла петь, потому что накануне простыла в Санкт-Петербурге, и плакала на сцене. Я сидел в зале и чуть не плакал вместе с ней, так было ее жалко. А ведь это Кремль, любые возможности, казалось бы, могла себе позволить фонограмму... Нонет! Потому что она уважает и себя, и зрителя. Иначе получается, что мы просто обманываем зрителя, подсовывая ему суррогат. Поэтому я желаю коллегам-депутатам добиться у правительства организации контролирующих служб.

— Вы считаете, это возможно?

— В Белоруссии ведь смогли, значит, и у нас возможно. Я помню, один раз там проходил концерт, посвященный памяти Героя Советского Союза, первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова... Ко мне подходит композитор Игорь Лученок и просит: "Иосиф Давыдович, поговорите с министром культуры, он запретил выступать Владимиру Мулявину, а он не может вживую, он без инструментов". Я подошел к министру, говорю: "Мулявин — народный артист СССР, основатель и художественный руководитель "Песняров", ну что же он теперь может сделать, если нет у него инструмента? Пусть он выступит! Концерт ведь не коммерческий! В конце концов, он может предупредить публику..." А он мне: "Нет! Закон один для всех!" В итоге я вызвал Мулявина из зала, и мы вместе спели с ним вживую пахмутов-скую "Надежду".

— Некоторые артисты объясняют свою работу под фонограмму невозможностью иметь хороший звук в провинциальных залах.

— Неправда! Тогда скажите, при каком же звуке работали Бернес, Шульженко? Наверное, тогда уж техника не терпела никакой критики по сравнению с нынешней! А сегодня существует весьма приличная аппаратура. Другое дело, что, например, некоторые песни исполняются под оркестр, но ведь оркестр с собой возить не будешь. Тогда берется фонограмма "минус", то есть голос живой, а музыкальное сопровождение — фонограмма, это еще допустимо. Но концерт под фонограмму "плюс" — то есть когда и голос, и музыка под запись — это просто аморально.

— Говорят, даже музыканты не могут отличить фонограммы от живого исполнения.

— Музыканты отличают, зрителя можно обмануть. Особенно если люди сидят в дальних рядах. А потом на записи артист ведь бывает в определенном эмоциональном состоянии, его невозможно повторять всякий раз заново.

— Доводилось слышать и такую точку зрения, что работать под фонограмму вредно для связок.

— Не вредно, а сложно. Связки не напрягаются должным образом, когда артист не поет, а только повторяет слова за фонограммой.

— Однако все телеконцерты проходят ведь под фонограмму, и это не прихоть исполнителя, а закон.

— Да, когда снимаются любые телепрограммы, телевизионщики требуют от всех артистов работать под "фанеру", им нужен одинаковый звук. Но, во-первых, зрители знают, что такие концерты идут под фонограмму, потому что иначе нельзя. А во-вторых, артисты ведь работают на таких концертах не за гонорар, так что это не коммерческий концерт.

— Некоторые наши звезды утверждают: чтобы отработать сольный концерт без "фанеры", надо до этого сутки молчать...

— Да, желательно перед сольником днем связки не напрягать. Но я обычно утром репетирую... Так что у всех все по-разному.

— Вы как человек, который никогда не грешил пением под фонограмму, наверное, могли бы смело сказать, кого из наших артистов стоит наказать за обман.

— Зачем? Многие ведь даже не стесняются, говорят открыто: да, мы работаем под "фанеру"! Особенно это касается наших молодых групп девичьих, разных там "свистящих-летящих". Но все дело в том, что без осознания своей ответственности перед зрителем, без личной позиции — я не должен обманывать публику — никогда не родится настоящего артиста.

Татьяна Федоткина
Московский Комсомолец, 2010


vk rutube youtube

 Бока
Игорь Слуцкий
Никита Джигурда
Павел Ростов
Слава Бобков
Юрий Кацап
Юрий Алмазов
Любовь Успенская
Олег Алябин
Юрий Брилиантов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона