Музей Шансона
  Главная  » Разное  » Юр.справка  » Мы взыскиваем с пиратов крупные суммы

Сергей Рогожинэ: «Мы взыскиваем с пиратов крупные суммы»

Сергей РОГОЖИНЭ возглавил работу НПД (Некоммерческого партнерства дистрибьюторов) меньше года назад. За это время сам имидж Партнерства претерпел серьезные изменения, в него вступило сразу несколько новых членов. В этом видна рука сегодняшнего руководителя НПД - одного из тех талантливых молодых менеджеров, которых выписывают из ближнего зарубежья для работы в России. Впрочем, для многих игроков рынка Сергей РОГОЖИНЭ до сих пор остается "темной лошадкой".

Мы встретились с Сергеем, чтобы из первых уст услышать - какие сегодня цели преследует НПД и какими методами добивается желаемого.

Сергей, что вы знали об НПД раньше и насколько оправдались эти предвари тельные впечатления?

Откровенно говоря, я был восхищен тем, что компании-конкуренты на очень маленьком легальном рынке смогли договориться, объединить усилия и создать эту организацию. Однако ближайшее знакомство с деятельностью самого Партнерства оставило впечатление, что его руководство не осознает роли и значимости этого объединения. И хотя инструменты воздействия на "пиратский" рынок в принципе остались теми же и сейчас, раньше в их применении отсутствовала система и прозрачность. Мало внимания уделялось профилактике "пиратства", имиджу организации, были другие очевидные минусы. Надо было научиться работать системно. Наладить учет и аналитику. Это довольно простые и очевидные решения, но их надо было воплотить в жизнь. Думаю, с этим мы уже справились.

Каково главное завоевание НПД на се годняшний день?

Думаю, то, что нас опасается каждый владелец киоска, торгующего в Москве контра-фактом, - уже неплохо. Радует также, что стали приглашать на всевозможные мероприятия, посвященные проблемам рынка, борьбе с контрафактной продукцией. Стали прислушиваться.

Если же говорить о количественных показателях "завоеваний", то приведу лишь несколько цифр. За четвертый квартал 2005 года по искам к предприятиям розничной торговли, уличенным в распространении контрафактных носителей, были приняты решения о взыскании компенсаций на сумму более 3,8 млн. рублей. За этот же период, по уже вступившим в силу решениям, досудебным и мировым соглашениям было взыскано около 2 млн. рублей.

К достижениям Партнерства я бы отнес и заметное снижение доли контрафактных компакт-дисков формата CD-DA с лицензиями из каталогов российских компаний на рынке Москвы и области. По нашим оценкам, в этом сегменте сейчас всего около 15% нелегальных компакт-дисков. Таких показателей удалось добиться благодаря многим мерам, среди которых и наша повседневная работа с московской розницей.

Каковы нынешние приоритеты в работе?

Основной приоритет 2006 года - регионы. Здесь масса проблем, требующих повседневного внимания.

Расскажу лишь о нескольких. Например, зачастую экспертные организации выносят заключения, признающие легальные экземпляры произведений и фонограмм "контрафактными" и, таким образом, дискредитируют усилия лиц, пытающихся противостоять "пиратству" на местах - в своих городах и поселках. Не всегда это умышленные действия. Ведь для того, чтобы вынести обоснованное заключение, эксперту необходимо владеть всей информацией, относящейся к исследуемому носителю. Дать всю информацию каждому эксперту - трудновыполнимая задача. Поэтому экспертиза ограничивается изучением внешних признаков изъятых носителей. Сейчас повсеместно случаются курьезы, наносящие вред репутации добросовестных предпринимателей, когда DVD признается контрафактным, потому что его цена в рознице 150 рублей, а не 600, или потому, что на нем нет голограммы. Наша задача - донести до региональных правоохранительных органов, экспертов и других причастных лиц информацию. Для этого мы планируем, только в этом году, обзавестись представителями еще в десяти регионах. Эти представители будут получать информацию, документы и образцы продукции из Москвы от наших сотрудников. А уже они, представители, будут обязаны проводить разъяснительную работу в городах своего региона.

Есть и другая проблема, ставшая массовым явлением в регионах. Дело в том, что под предлогом борьбы с контрафактом, органы правопорядка используются в конкурентной борьбе. Иногда отдельные сотрудники правоохранительных органов - сами участники этой борьбы. Очевидный пример того, как коррупция влияет на все аспекты общественной жизни, на экономику региона, страны, на ее имидж. И неразбериха с экспертными заключениями только способствует распространению этого явления.

Сергей Рогожинэ. Фото А.Скрастина

Сергей РОГОЖИНЭ

Сергей окончил юридический факультет Молдавского государственного университета в 1997 году. Работал в главном управлении по налогам Министерства финансов Молдовы. С 1998 года - директор музыкального издательства "Аutorpost" s.r.l., и поныне являющегося субиздателем российских "Первого музыкального издательства" и "Лиги прав". С 2001 года - председатель Авторского Общества "ATDAC", созданного для внедрения прозрачной системы распределения в коллективном управлении и добившегося значительных успехов.

Комиссия ВОИС, приглашенная властями Республики, чтобы разрешить конфликт двух авторских обществ, высоко оценила созданную систему распределения.

С мая 2005 года по предложению компании "Мистерия звука" возглавляет Некоммерческое партнерство дистрибьюторов.

Что члены НПД подразумевают под понятием "пиратство"?

Отличный вопрос. Очень важно не забывать, что НПД - отраслевое объединение, объединение дистрибьюторов. Поэтому, несмотря на понимание того, что "пиратство" -многоголовая гидра, мы боремся с теми его проявлениями, которые наносят вред непосредственно нашему бизнесу. Это самые обычные и понятные обывателю проявления - "пиратские" диски. А среди всего вала контрафактных носителей нас в первую очередь волнуют те, что незаконно воспроизводят объекты интеллектуальной собственности наших компаний.

Кто они - нынешние пираты? Кто оказывает им поддержку и почему борьба с ними идет неэффективно?

Нынешние пираты - это дельцы теневого рынка с многомиллионными оборотами. Поддержку они получают от самых разных лиц - правоохранительных органов, чиновников, других игроков теневой экономики. Мы постоянно сталкиваемся если не с противодействием, то с игнорированием наших заявлений и акций со стороны органов милиции и даже прокуратуры. А то, что борьба с этими дельцами неэффск тивна, следствие того, что процветает коррупция, что довольно низок общий уровень жизни, что не исполняются законы. Другими словами, у нас все еще неразвито гражданское общество, у нас подточена коррупцией государственная власть, мы пока еще не "правовое государство". Нам присущи все "прелести" развивающегося государства и развивающейся экономики.

Некоммерческое партнерство дистрибьюторов
НПД было создано в 2003 году по инициативе компании "Мистерия Звука". Уставная цель Партнерства - защита экономических интересов компаний-членов, которая на сегодня выражается в борьбе с пиратством (адрес официального сайта НПД - www.netpiratam.ru). Все компакт-диски, аудиокассеты и DVD, поступающие на рынок от компаний Партнерства, маркируются специальной контрольной маркой. Совокупная доля компаний на легальной части рынка носителей CD-DA и МС составляет более 95%. В сегменте низких цен на DVD (около полутора долларов) доля компаний-членов НПД составляет более 60% и присутствие на DVD-рынке усиливается благодаря продолжающемуся принятию в состав Партнерства новых компаний. Сегодня в НПД входят: "Мистерия Звука"; "СиДиЛэнд", "Квадро Диск", "Гранд Рекордз", "Бомба Мьюзик"; "Классик Компани"; "Монолит-Трейдинг"; "Мьюзик Трейд"; "ФГ Никитин"; "Мегалайнер"; "РМГ Рекордз"; "Топ Индастри"; "DVD Лэнд"; "DVD Магия"; "DVD Классик"; "Юнидиджитал Трейдинг".

Какие методы антипиратской деятельности предпочитает НПД и почему?

Есть методы и инструменты борьбы с "пиратством". Методы могут быть экономическими и неэкономическими. Каждый из методов предполагает использование определенных инструментов. Экономические методы - снижение цен на легальную продукцию, экономические препятствия производству контрафактной продукции и, может быть, что-то еще.

Неэкономические методы - социальная реклама, привлечение к ответственности лиц, нарушающих права на интеллектуальную собственность, конфискация и уничтожение "пиратской продукции".

Хотим мы этого или нет, но в нашем распоряжении только инструменты из второго списка. Так что дело не в предпочтениях. Мы боремся с последствиями факта кражи интеллектуальной собственности. И опять-таки есть разные пути: законодательство устанавливает административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность за нарушение прав на интеллектуальную собственность.

Мы стараемся использовать все пути, но предпочтение отдаем гражданско-правовым инструментам. Прежде всего, потому что в этом случае весь процесс контролируется нами - представителями потерпевших ущерб компаний. Когда процессом руководит милиция или прокуратура - результат непредсказуем. А даже если уголовное преследование с триумфом завершится и осудят-таки продавца киоска, эффект будет один - в зарплаты таких продавцов включат "премию" за риск. Гораздо эффективнее конфискация и уничтожение "контрафактной" продукции, в которую были вложены деньги из той самой - теневой экономики. Но, в таком случае, не эффективнее ли взыскивать с недобросовестных предпринимателей собственно денежные средства? Ведь ни для кого не секрет, что большая часть продукции в таких магазинах - лежалый товар, рассчитанный на случайный спрос, и только небольшая ее часть, новинки, приносит основную прибыль.

Еще одно преимущество гражданско-правовых инструментов, это то, что практически исключены злоупотребления. Для осуществления процессуальных действий необходимо обладать соответствующими полномочиями от правообладателя. Мне, кстати, совершенно непонятно, почему соответствующая статья в российском уголовном кодексе не относится к статьям частного обвинения? Почему любой милиционер может начать уголовное преследование по краже, допустим, моей интеллектуальной собственности без моего ведома? Оппоненты говорят о том, что это помогает бороться с "пиратством" массово, без "лишних" бумаг. Это что? Цель оправдывает средства? Боюсь, постоянно отступая от принципов правового государства ради достижения какой-либо цели, мы попадем в замкнутый круг.

А ваша повседневная работа с розницей - как она происходит?

У нас одновременно работает несколько групп, которые ездят по точкам розничной продажи. Они делают контрольные закупки контрафактных дисков из каталогов членов НПД, одновременно ведя скрытую видеосъемку. Сразу после покупки продавцу вручается претензия, в которой изложены варианты удовлетворения имущественных претензий компании, которую мы представляем. В течение, как правило, двух недель мы ждем у себя представителя продавца для урегулирования спора в досудебном порядке. Если он не приходит, передаем исковое заявление в Арбитражный суд.

Контрольная марка НПД
Контрольная марка была введена одновременно с образованием НПД в 2003 году - вскоре после того, как создали свою федерацию (НФПФ) и ввели защитную марку компании-правообладатели. Для продукции компаний-членов НПД наличие марки обязательно. С сентября прошлого года НПД использует марки измененного дизайна, каждая - для своего вида носителя.

Можно ли сказать, что нынешнее законодательство отвечает вашим требованиям и механизм защиты интересов ваших компании работает?

Да, в этой части законодательство, на наш взгляд, разработано неплохо. Другое дело, что отстает правоприменительная практика. Хотелось бы лучшего знания соответствующих разделов законодательства судьями. Самое сложное в нашей работе - доказать суду факт приобретения "контрафактного" экземпляра у ответчика и взыскать денежные средства по исполнительному листу. Но и здесь у нас есть свои наработки - удается взыскивать довольно крупные суммы. Иногда приходится приезжать с судебным приставом и накладывать арест на имущество - витрины, телевизоры, кассовый аппарат, товар. Параллельно рассказываем, как и где просто и недорого купить лицензионную продукцию членов НПД.

Каковы планы по дальнейшему внедрению марки?

Государство дало нам понять - федеральной марки при нынешнем правительстве не будет. Так что мы будем дальше продвигать свою марку как основной признак легальности продукта. Плюс мы рассчитываем на соглашение с федерацией правообладателей (НФПФ), у которой тоже есть и действует своя марка. Всем понятный внешний признак легальности должен быть один - это будет понятно и покупателю, и милиционеру. Хотя он может подкрепляться и внутренними признаками - у производителей носителей есть, например, гравировка на диске. Мы сейчас работаем с партнерством заводов "Диск-альянс" над сводом таких признаков по каждой конкретной позиции, который можно бьио бы разослать по регионам для облегчения работы сотрудников милиции и экспертов. Сейчас в базе такой рассылки - более двух тысяч адресов отделений внутренних дел.

Мы живем в эпоху МРЗ. Всем понятно, что рынок физических носителей сжимается. Каковы ваши сведения и прогнозы на этот счет?

В 2005 году в Москве лицензионных дисков формата СВ-ВА было продано почти на 20% меньше, чем в 2004. В регионах - на 10%. В этом году продажи по нашим подсчетам сократятся еще процентов на 15. Однако в регионах мы рассчитываем продать лицензионной продукции больше - если удастся потеснить пиратов. Вообще же года через три-четыре в Москве с музыкальными дисками будет то же, что сейчас с аудиокассетами. В стране в целом это произойдет лет через десять. Даже если туда будет слабо проникать Интернет, люди станут покупать СО МРЗ. Также будет развиваться продажа музыки через киоски закачек в плееры или мобильные телефоны. На общих собраниях члены НПД этого не обсуждают, но в каждой компании, конечно, по-своему готовятся.

Результаты деятельности НДП в 2005 году (Москва и Московская область)

Взыскания по досудебным договоренностям (ДДУ)
1 квартал2 квартал3 квартал4 кварталза год
Претензии (кол-во) 1862306784061500
Заключено ДДУ (кол-во) 483410957248
Заключено ДДУ (сумма) 87014877510714084608566283910343
Взыскано ($) 24958218804079430928118560
Взыскания по судебным искам
Иски (кол-во) 242679121250
Иски (сумма) 192320012912003845000609000013149400
Заседания (кол-во) 687174208421
Решения (кол-во) 19231767126
Решения (сумма) 58560498916189010029609005425765
Взыскано ($)35393793120701450233904

«Музыкальный магазин», #6(154) 03.04.06-16.04.06



vk rutube youtube

Сергей Коржуков
Зиновий Шершер
Нина Бродская
Андрей Егоров
Зиновий Бельский
Руслан Казанцев
Виктор Березинский
Александр Казанцев
Николай Озеров
Любовь Шепилова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона