- Информация
-
Новости
Новое в шансоне
Наши друзья
Анонсы
Афиша
Награды
- Дискография
-
Шансон X
Истоки
Военный шансон
Песни цыган
Барды
Ретро, эстрада ...
- Архив
-
Историческая справка
Хорошая музыка
Афиши, постеры ...
Заметки
Книги
Тексты песен
- Фотоальбом
-
От Д.Анискевича
От Е.Гиршева
От В.Окунева
От Я.Фролова
Разное
- Персоналии
-
Об исполнителях
Фотографии
Интервью
- Разное
-
Ссылки
Юр. справка
Комната смеха
Книга отзывов
Написать письмо
- Поиск
-
Поиск по сайту
- Счётчики
-
|
АКЦИЯ "НЕТ МОШЕННИЧЕСТВУ В СЕТИ!"
ЭПИЗОД первый.
ЗАО "Интеллект-Консалтинг" в содружестве с правообладателями и легальными пользователями произведений, исполнений и фонограмм начало борьбу с незаконными пользователями - нарушителями авторских и смежных прав в сети Интернет. Первым предстанет перед судом предприниматель Зуев Игорь Вячеславович, на сайтах которого AUDIOSTORE.RU и DELIT.RU размещены по 150 тысяч композиций российских и зарубежных авторов и исполнителей. Все записи, включая треки с новейших альбомов и play-листов радиостанций, можно скачать за плату (предварительное прослушивание - бесплатное). Цена каждой композиции индивидуальна, в основном от 1,5 до 7 центов. Скачать целый аудиоальбом стоит намного дешевле - примерно 30-50 центов. Оплата принимается картами и через Сбербанк на расчетный счет ООО "Нетстрим". Примечательно, что на сайтах указывается количество загрузок каждой песни. В сочетании с имеющейся "ценой" это дает некоторое представление о полученном владельцем сайтов доходе и, соответственно, об убытках, понесенных правообладателями, в том числе производителями и распространителями аудионосителей. Многим покажется невероятным, но владелец сайтов имеет официальные лицензии НП "Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям" (РОМС) и, по его словам, регулярно отчисляет в РОМС "пожертвования" в пользу правообладателей. Правда, лицензии РОМС не распространяются на воспроизведение объектов авторского права и смежных прав, а выдаются только на "доведение до всеобщего сведения по кабелю". Как известно, использование произведений, исполнений и фонограмм в Интернете представляет собой в первую очередь именно воспроизведение - запись в память ЭВМ (абз.5 ст.4 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). Что касается дальнейшего (после воспроизведения) распространения объектов по сети, то такое распространение именуется "правом на доведение до всеобщего сведения", что означает право сообщать произведение (запись исполнения, постановки, фонограмму) таким об разом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном ре жиме из любого места и в любое время по своему выбору. Это правомочие, как следует из Федерального закона № 72-ФЗ от 20.07.2004, вводится в Российской Федерации только с 01 сентября 2006 года.
Из изложенного следует, что в настоящее время правовым основанием для использования в интерактивных сетях произведений, записей исполнений, постановок, фонограмм является авторский договор о передаче права на воспроизведение соответствующего объекта. Получая лицензию на использование объектов "по кабелю", лицензиат (владелец сайтов) фактически платит за воздух, но при этом само использование произведений, исполнений, постановок и фонограмм является незаконным, поскольку право на воспроизведение этих объектов пользователем не было получено.
Еще один характерный момент. Пользователь (владелец сайтов), имея лицензии РОМС, параллельно заключает и прямые договоры с правообладателями. Предложение о заключении таких договоров размещено на его сайтах. Однако, как известно, заключать договор следует до начала использования, а не тогда, когда правообладатель обнаружит свои записи на сайте. Несмотря на то, что сам господин Зуев в разговоре подчеркнул, что "не имеет ничего против" авторов композиций, за скачивание которых предприимчивый пользователь получает немалые дивиденды, подобное предложение о сотрудничестве можно всерьез рассматривать лишь после того, как нарушитель возместит в полном объеме понесенные правообладателями убытки или иным образом восстановит их права. Господин Зуев ранее владел сайтом DELIT.RU, но, очевидно, после судебного процесса с Независимым агентством по авторским правам (НААП), переехал на другие адреса, удвоив свое "производство". Вернемся к "лицензиям" НП "РОМС". Генеральным директором РОМС со дня его основания трудится Зятицкий Сергей Фабиевич. Что представляет собой эта организация? Созданное в 2000 году как "организация по коллективному управлению", Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям взяло па себя функции сбора, распределения и выплаты вознаграждения авторам, исполнителям и производителям фонограмм за использование произведений, записей исполнений, постановок, фонограмм в Интернете, в том числе за использование в формате МРЗ и в виде музыки для мобильных телефонов. Со сбором у РОМС, судя по количеству лицензий (их более 100), всё более-менее в порядке. Проблемы в другом - большинству правообладателей деньги годами не выплачиваются. Ради справедливости отметим, что проблемы эти касаются не РОМС, а непосредственно самих правообладателей, от чьего имени и в большинстве случаев без их ведома РОМС выдает лицензии и за чьи произведения и фонограммы исправно собирает отчисления. Почему это происходит? Дело в том, что "РОМС" позиционирует себя в качестве организации, действующей не на основании заключенных договоров с правообладателями (как, например, работает Российское авторское общество), а минуя эти договоры - без поручения и без ведома правообладателей. В течение нескольких лет сборов гонораров РОМС разыскивал плательщиков, но вовсе не тех, за кого он требовал деньги и для кого эти деньги, собственно говоря, и предназначены. Напомним, что организация по коллективному управлению не вправе заниматься коммерческой деятельностью, и ее предназначение - действовать в интересах представляемых правообладателей, обеспечивать их имущественные права. В действительности все несколько иначе: тем правообладателям, кто случайно узнавал о существовании РОМС и о том, что РОМС собирает деньги за Интернет, предлагалось заключить договор. Тогда, то есть после заключения с РОМС договора, правообладатель мог претендовать на получение денежных сумм и даже отчетности. Но если правообладатель не желает заключать с РОМС договор, то он рискует остаться ни с чем. А лицензии от его имени РОМС как выдавал, так и будет выдавать. И, соответственно, собирал, собирает и твердо намерен собирать деньги за использование объектов авторского права и смежных прав этого правообладателя.
Получить собранные РОМС суммы, как, впрочем, и вытребовать внятный отчет о действиях этой организации без поручения правообладателей - эта задача оказалась непосильной для многих правообладателей.
Так, 16 января 2004 г. наследники Юрия Визбора письменно обратились в РОМС. "Из публикации в газете "Коммерсантъ" от 15 января с.г. "Миллиарды за мелодию" мы, написала от имени наследников Н.Ф.Тихонова-Визбор, - узнали о значительных объемах продаж мелодий для мобильных телефонов (...)o Связавшись с компаниями, ... мы получили информацию о том, что авторское вознаграждение за использование музыкальных произведений выплачивается через Вашу организацию. Хотя мы не являемся членами (...) организации, разрешения на продажи мелодий Ю.И.Визбора Ваша организация выдавала и вознаграждение, насколько мы понимаем, тоже получала. Мы бы хотели получить полную информацию на этот счет (...), просим информировать обо всех выданных разрешениях на использование произведений Ю.И.Визбора, указать наименования пользователей и сообщить о суммах, полученных за использование произведений (...). Просим сообщить о том, когда и какие суммы мы можем получить в Вашей организации". "Одновременно, - подчеркнули правообладатели, доводим до сведения, что мы не давали никаких поручений и не уполномочивали представлять наши интересы, выдавать от нашего имени разрешения пользователям и собирать (...) воз награждение. О Вашей организации нам ничего не было известно до настоящего времени, и любые действия без нашего поручения в отношении объектов наших исключительных прав считаем незаконными, ущемляющими наши права. ПРОСИМ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО ИСКЛЮЧИТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ю.И.ВИЗ БОРА ИЗ ЛИЦЕНЗИЙ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ".
Только 4 февраля РОМС направил правообладателям послание, на трех страницах которого рассказал о "коллективном управлении". В самом конце письма вместо четких ответов па вполне конкретные вопросы наследников было указано: "Как правообладателю множества музыкальных произведений мы предлагаем Вам стать членом РОМС. (...) В СООТВЕТСТВИИ С ДОГОВОРОМ, который подписывается при вступлении в РОМС, мы СМОЖЕМ постоянно предоставлять Вам всю информацию касательно использования ваших произведений и собранных средствах в форме письменных отчетов, а также БУДЕМ ПЕРЕЧИСЛЯТЬ все собранные для Вас деньги (...). ВЫ ВСЕГДА БУДЕТЕ ТОЧНО ЗНАТЬ ЗА ЧТО И СКОЛЬКО ВАМ ЗАПЛАТИЛИ ИЛИ ДОЛЖНЫ ЗАПЛАТИТЬ. (...) С глубоким уважением и надеждой на ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПЛОДОТВОРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО" (стиль и пунктуация письма сохранены).
Справедливо возмутившись "ответом", в котором собственно ответы на поставленные наследниками вопросы отсутствовали, 2 марта наследники повторно обратились в РОМС с требованием о незамедлительном представлении сведений о выданных разрешениях, наименованиях пользователей и полученных РОМС суммах за использование произведений Ю.И.Визбора. В письме наследники напоминали РОМС о своем запрете на "коллективное управление" произведениями (исполнениями, фонограммами) Ю.И.Визбора.
Более никаких писем из РОМС вдова и дочери Ю.И.Визбора не получали. Как выяснилось в октябре 2004 г., РОМС продолжает выдавать лицензии на произведения (исполнения, фонограммы) Ю.И.Визбора. А тем пользователям, кто ведет переговоры о заключении договоров непосредственно с правообладателями, РОМС даст информацию о том, что наследники свой репертуар "не изъяли" и что на записи Визбора распространяется лицензия РОМС. Лицензиат РОМС 2004-го года Зуев Игорь Вячеславович на сайтах AUDIOSTORE.RU и DELIT.NET использует совсем немного записей барда (по сравнению с общим количеством размещенных композиций) - всего-то 281 песню, или 13 альбомов. Так, каждая из 26 композиций аудиоальбома "Здравствуй, я вернулся" была скачана 256 раз. Согласно "сводке", авторские, исполнительские и фонограммные права наследников нарушались сотни раз, а законопослушный издатель антологии Юрия Визбора компания "Мороз Мьюзик", как и наследники, несет убытки.
Можно было бы все списать на неосведомленность "лицензиата", но ведь он, помимо лицензии РОМС, заключает, как отмечалось, и прямые договоры, т.е. осознает необходимость получения прав непосредственно от правообладателей. Хотя понятно, что заключить договоры на воспроизведение 150 тысяч песен (и получить авторские, исполнительские и фонограммные права) владельцу сайта не под силу (тем более что на сайте широко представлены зарубежные треки). А что же РОМС? Организация по коллективному управлению, действующая на территории Российской Федерации, представляет российский репертуар на основании полномочий, переданных ей непосредственно правообладателями по договорам, заключенным в письменной форме (п.2 ст.45 Закона РФ "Об авторском праве и смежных нравах"). Это означает, что организации по коллективному управлению не вправе "перепоручать" друг другу управлять своим репертуаром - каждая организация осуществляет сбор, распределение и выплату вознаграждения своим непосредственным членам. Существующие исключения установлены только для организаций по коллективному управлению смежными правами, собирающих вознаграждение за передачу коммерческих фонограмм в эфир и сообщение их по кабелю. Что касается зарубежного репертуара (произведений, исполнений, фонограмм), то организация по коллективному управлению представляет этот репертуар на основании договоров, заключенных с соответствующими авторско-правовыми обществами других государств. К примеру, РАО имеет 160 действующих договоров с аналогичными зарубежными обществами, РОУПИ (Российское общество по управлению правами исполнителей) заключило порядка 20 договоров с европейскими обществами, представляющими артистов-исполнителей своих стран. О заключении РОМС договоров с зарубежными обществами сведений нет. Следовательно, РОМС не вправе давать лицензии на иностранный репертуар. Международная федерация производителей фонограмм 1РР1 неоднократно требовала от РОМС прекращения выдачи лицензий, ссылаясь, помимо прочего, на недопустимость "коллективного управления" правом на воспроизведение фонограмм, поскольку такие права рекорд-компании реализуют самостоятельно, и в этом состоит их бизнес. Ни одна российская или зарубежная компания - член 1РР1 не уполномочивала РОМС предоставлять лицензии на использование фонограмм в Интернете. Более того, многие звукозаписывающие компании исключили свои каталоги из лицензий, предоставляемых РОМС, путем направления соответствующего уведомления. Но все претензии фонографистов, как и рассмотренные выше претензии обладателей авторских прав, ничуть не заботят руководство РОМС, которое как выдавало ранее, так и продолжает выдавать лицензии "от всех и на всё" и собирать с пользователей сети отчисления. Кому идут банковские проценты за их аккумуляцию на счетах РОМС? Кто тс правообладатели, кто действительно уполномочил РОМС действовать от их имени и регулярно получают отчеты и гонорары? Это, по всей видимости, большая тайна руководства РОМС, которой оно не делится ни с правообладателями, ни с пользователями, ни с международным сообществом.
Поэтому вовсе не случайно, что на проходившем в октябре этого года в Сеуле Конгрессе Международной Конфедерации Обществ Авторов и Композиторов (С13АС) РОМС был исключен из С15АС и лишен статуса временного члена Конфедерации.
Действуя без поручения правообладателей и несмотря на их прямой запрет, РОМС отказался вернуть наследникам Ю.И.Визбора денежные суммы, неосновательно полученные в 2001-2004 гг. от лицензиатов - владельцев Интернет-сайтов, поставщиков рингтонов (контент-провайдеров), иных пользователей. Исковое заявление правообладателей к РОМС и владельцу сайтов AUDIOSTORE.RU и DELIT.RU, направленное в Басманный районный суд Москвы, - первая мера, предпринятая в рамках проводимой с начала ноября 2004 г. акции "НЕТ МОШЕННИЧЕСТВУ В СЕТИ!".
Ирина ТУЛУБЬЕВА, начальник отдела авторского права ЗАО "Интеллект-Консалтинг", Москва
«Музыкальный магазин», 19 (122) , ноябрь 2004 г.
|
|