Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Первая советская комедия

Первая советская комедия

Веселая история про пастуха Костю Потехина и домработницу Анюту родилась как соцзаказ. После первого звукового фильма «Путевка в жизнь» режиссера Экка, вышедшего на экраны в 1931 году, советское кино развивалось бешеными темпами. Но было ясно: сильно подуставшего на героических стройках зрителя нужно чем-то подбодрить.

«А НУ ДАВАЙ, ПОДНИМАЙ ВЫШЕ НОГИ»

Осенью 1932 года кинематографисты получили задание - создать комедию. Главный киноначальник страны Борис Шумяцкий посмотрел спектакль ленинградского мюзик-холла «Музыкальный магазин», где в роли незадачливого продавца блистал Леонид Утесов, и нашел, что комедийный сюжет с некоторыми корректировками подходит для кино.

Невероятно популярный Леонид Утесов от предложения сняться в кино не отказался, но поставил условие - музыку для будущей комедии должен писать Исаак Дунаевский, с которым артист очень дружил.

В качестве постановщика пригласили молодого талантливого ученика Сергея Эйзенштейна Григория Александрова: учитель и ученик только что вернулись из Америки, где снимали картину «Да здравствует Мексика!». Шумяцкий непременно хотел сделать комедию на американский манер, но с советской идеологией. Приглашенные Александровым сценаристы Николай Эрдман и Владимир Масс продавца Костю Потехина сделали пастухом, чтобы герой был ближе к народу.

Сложнее было с героиней, ведь по сценарию она должна петь, танцевать и обладать комедийным даром. Григорий Александров по совету друзей пошел на «Периколу» в Музыкальный театр имени Немировича-Данченко, где главную роль играла молодая Любовь Орлова. Режиссера покорили и обаяние актрисы, и ее голос (как оказалось - на долгие годы и в жизни, и в творчестве). К слову, отношения с кино у Орловой в ту пору не сложились. Многие режиссеры ее пробовали на роли, но не утверждали, считая некиногеничной.

Переквалифицированный в пастуха герой, естественно, должен был петь другие песни. Срочно объявили конкурс на написание текстов, в котором участвовали едва ли не все маститые поэты. В результате общих усилий был создан «Марш веселых ребят» с-лрипевом: «А ну давай, поднимай выше ноги. А ну давай, не задерживай, бугай!».

Утесов, в молодости баловавшийся блатными песенками про одесский кичман, схватился за голову: такой текст он не то что спеть, произнести вслух не мог. И тут он вспомнил про другого своего друга - Василия Лебедева-Кумача, который писал веселые стихотворные подписи под карикатурами в «Крокодиле». Лебедев-Кумач за несколько дней написал шлягер «Сердце, тебе не хочется покоя», за который Утесов заплатил из собственного кармана. С этой песни началась многолетняя творческая дружба Дунаевского и Лебедева- Кумача, благодаря которой родилось много замечательных песен.

Сейчас вряд ли кто помнит, что «Веселые ребята» задумывались как пародия на американский фильм «Вива, Вилья!» о мексиканских революционерах. У Утесова в картине «с намеком» была широкополая шляпа. А когда в 1935 году картина «Вива, Вилья!» демонстрировалась на 1-м Московском международном кинофестивале, в один из патетических моментов зрители в кинотеатре «Ударник» начали смеяться: мексиканский революционер пел марш из «Веселых ребят».

Дунаевского обвинили в плагиате, дело разбиралось в специальной комиссии. А на самом деле, как вспоминал сын композитора Евгений Дунаевский, было так: «В начале работы над картиной Григорий Александров пришел к Дунаевскому с гитарой, напел мелодию и сказал: «Сделайте так, Дуня. Эту мелодию надо употребить для фильма». Александров умел убеждать. И вскоре эту песню из «Веселых ребят» пела вся страна. В конце концов комиссия сочла свои доводы не убедительными, обвинения в плагиате с композитора были сняты. А веселая, жизнеутверждающая музыка Дунаевского с экрана шагнула в народ.

ФОКСТЕРЬЕР В БАРАНЬЕЙ ШУБЕ

Сама по себе любовная история пастуха-музыканта и домработницы-певицы не была бы так интересна, если бы в ней не участвовали... животные. Николай Эрдман и Владимир Масс придумали массу забавных эпизодов. Помните, стадо врывается в столовую и уничтожает яства, приготовленные к банкету? Сначала коза с аппетитом съедала плетенную из соломы мебель, потом пьяный поросенок хулиганил на столе, а вслед за ним дебоширил бык, наглотавшийся крюшону.

Сцену с поросенком сняли с первого дубля. Вылакав рюмку, он, натурально шатаясь, прошелся по столу, разбрасывая тарелки с едой. Бык, выпив полведра крюшону, стал буйствовать.

Сорвавшись с привязи, как угорелый гонялся по двору в студии за людьми. Пришлось вызвать пожарных, чтобы его усмирить водой из шланга.

Но от эпизода с быком решили не отказываться. За помощью обратились к известному дрессировщику Владимиру Дурову, он пообещал поставить трюк за месяц. Но сроки поджимали, на съемки было отведено два с половиной месяца. Выручил старик-ветеринар, он посоветовал добавить в водку немного брому.

Бык, выпив полведра крюшону, вырубился прямо в кадре.

С быком был придуман и другой эпизод. Утесов должен был оседлать быка и выехать на нем за ворота усадьбы. Но артист, зная крутой нрав быка, наотрез отказался от этой идеи. Удачно придуманный эпизод терять было жаль. И тогда Любовь Орлова, игравшая Анюту, сама изъявила желание сесть верхом на быка. А чтобы получилось смешнее, она села лицом к хвосту и начала колотить его изо всей силы по бокам. Разъяренный бык взбрыкнул и сбросил актрису на землю. После этого Любови Орловой пришлось месяц отлеживаться в постели.

Еще по сценарию требовался молодой барашек. Эпизод снимали в январе, когда отела нет. Пришлось под барашка загримировать фокстерьера. Собачке-артистке сшили баранью шубку, и она блестяще справилась с ролью.

«Веселых ребят» снимали в Гаграх. На знаменитом гагринском пляже была проложена узкоколейка, на которой оператор с техникой на вагонетке двигался за героями. Правительственную дачу на горе, где проходило основное действие, гагринцы потом показывали всем отдыхающим как достопримечательность города-курорта.

«ЭТО ОЧЕНЬ ПО-РУССКИ: КУЛАКОМ В РЫЛО»

Фильм был готов в ноябре 1933 года, но на экраны не вышел. Партийные чиновники сочли, что он пропагандирует буржуазный образ жизни, а критики разнесли картину в пух и прах «за безыдейность и легковесность». Григорий Александров попросил показать картину Горькому. Посмотрев «Веселых ребят» на даче в Горках, пролетарский писатель пришел в восторг, особенно ему понравилась драка. «Разве в Америке так дерутся, - восторгался Горький, там в моде бокс, а тут дерутся по-русски: кулаком в рыло».

После этого картину решились показать Сталину. В Кремле тогда не было своего просмотрового зала, поэтому Сталина пригласили в Гнездиковский переулок, где находилось Управление кинофотопромышленностью.

Картину Сталин смотрел молча, а когда погасли финальные титры, сказал: «Легкая, веселая картина. Я как будто в отпуске побывал». Естественно, когда в декабре 1934 года фильм вышел на экран, его никто не осмелился ругать. Наоборот, все только хвалили.

За несколько месяцев до премьеры в Москве первая советская кинокомедия была представлена на Втором международном кинофестивале в Венеции, где музыкальная история про пастуха Костю Потехина и его стадо с быком Чемберленом, коровой Марией Ивановной и козликом Секретарем произвела настоящий фурор. Посмотрев «Веселых ребят» Чарли Чаплин сказал: «Этот фильм открыл Америке новую Россию. До этого американцы знали Россию Достоевского».

Все создатели фильма были награждены орденами. Григорий Александров получил орден Красного Знамени, который обычной дают за боевые заслуги, выше награды тогда просто не было. Любовь Орлова, кроме ордена, получила звание заслуженной артистки. А Леонида Утесова отметили лишь благодарностью правительства и фотоаппаратом. По слухам, орден Утесову помешала получить слава исполнителя блатных песенок, которая тянулась за ним шлейфом с молодых лет. Задолго до выхода картины были арестованы и сосланы в ссылку сценаристы Николай Эрдман и Владимир Масс. В 1938 году был репрессирован оператор Нильсен, изобретатель многих трюков в картине.

Не избежал печальной судьбы и главный вдохновитель «Веселых ребят» Борис Шумяцкий, он был репрессирован в 1939 году. А комедия «Веселые ребята» как ни в чем не бывало продолжала свое шествие по экрану. Любимая несколькими поколениями картина была отреставрирована в 1959 и в 1974 годах. В начале 70-х годов прошлого теперь века Юнеско выпустила киносборник «Лучшие фильмы мира», в который вошли сцены знаменитой драки из «Веселых ребят».

Победное шествие картины продолжается и сегодня...


Зона криминала, №21 (305) май 2011


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 5831
vk youtube
РаШа FM

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой.
И нажмите Ctrl+Enter
Реклама


Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона