Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » «Цыганка: классика жанра»

«Цыганка: классика жанра»

Общеизвестно, что герой блатных песен предстает перед слушателем в самых разных масках — то закоренелого вора, то глубокомысленного «поэта-философа», попавшего в места лишения свободы, то молодого и веселого «баклана» — хулигана, то человека, вообще случайно оказавшегося за решеткой. Все эти типы богато представлены в многочисленных вариантах произведений русского шансона.

Тюремные песни — это красочное свидетельство особой трагичности русской истории и культуры. Поэтому хороший шансон если и не любят, то уж уважают точно все. Впрочем, российский блатной шансон не всегда сводится к уголовному фольклору, бытописанию жизни зон и лагерей.

ЛИРИКА ЖИЗНИ

Блатной песне интересен и человек в пограничной ситуации, когда обнажаются все струны его души. Особая тема данного жанра — это блатная лирика. Раскрыть внутренний мир человека, оказавшегося не в ладах с законом, те внутренние пружины, которые им движут, его эмоции и переживания — задача не из простых, а, прямо скажем, одна из самых сложных.

Тем более что очень часто человека толкают на преступный путь не плохие гены, а тяжелые социальные условия жизни, несчастная любовь, роковое стечение обстоятельств.

В связи с этим особый фокус русского шансона составляют песни интимного или лирического характера. Для них характерно нервное, даже трагическое восприятие действительности, описание глубоких внутренних переживаний героя, его душевных страданий. Герой такой песни практически всегда идентичен носимой им маске.

К сожалению, хороших лирических песен в жанре шансона по-настоящему мало. Связано это прежде всего с тем, что в криминальной среде не принято выставлять напоказ свою душу, делиться внутренними переживаниями могут неправильно понять. Но та блатная лирика, которая появилась на свет, представляет собой настоящие шедевры.

В этой связи классикой жанра можно считать песню «Цыганка», появление которой относится к 30-м годам прошлого века.

«ДАВАЙ ТЕБЕ Я ПОГАДАЮ...»

В ее музыкальной основе лежит старинный русский городской романс, очень популярный в начале XX века. К сожалению, автор песни остался неизвестен, но он явно использовал этот романс как основу нового произведения. В блатном варианте первый его куплет сохранился фактически полностью:

Стоял я как-то на вокзале,
Ко мне цыганка подошла — 
Давай тебе я погадаю,
Да на крестового туза.

В общем, это стандартная ситуация для любого российского обывателя, который хотя бы раз в жизни искушал судьбу и соглашался на цыганское гадание. Но вот дальше события развиваются уже в духе настоящего психологическо-мистического детектива. Гадая по картам, цыганка выясняет, что перед ней молодой, но уже опытный налетчик, сбежавший из мест лишения свободы — «...тебя уж ищут третий год».

При этом она явно сочувствует беглому преступнику, описывает его тяжелую, полную опасностей жизнь и предупреждает, что ему грозит реальная опасность. Цыганка просит налетчика не «ходить на дело» в ближайшее время, так как это мероприятие обязательно закончится неудачей. Затем она резко прерывает разговор и уходит, даже не взяв деньги за гадание.

Молодой налетчик не верит в предсказание. В ту же ночь он «с группой товарищей» совершает ограбление магазина. Но там их ждет засада, и они попадают в руки уголовного розыска.

За ограбление (плюс побег) герой песни получает большой срок и оказывается в северных лагерях. Находясь за решеткой, он жалеет о том, что не поверил в гадание.

Цыганке той я не поверил,
За это суд меня судил...

Размышляя над этим, он незаметно для себя влюбляется в красивую цыганку, которую видел всего один раз в жизни. Мысли о ней согревают его душу, помогают переносить тяжести заключения. Налетчик решает после освобождения разыскать эту цыганку и сделать ее своей женой.

Это простенькая криминальная история, тем не менее, оказалась очень жизненной и в то же время очень романтичной, цепляющей душу. Хорошие лирические стихи плюс отличная музыкальная мелодия сразу сделали «Цыганку» очень популярной песней у блатной публики. Одно время по своей популярности она даже превзошла знаменитую «Мурку», которую тоже можно считать образцом блатной лирики. Но затем постепенно «Цыганку» стали забывать.

«ЗА ЮВЕЛИРНЫЙ МАГАЗИН...»

Произошло это по объективным причинам. В послевоенный период структурный состав советской преступности стал резко меняться. В результате многочисленных лагерных войн 1950-х годов между «ворами», «суками» и «беспредельщиками» погибли много ветеранов криминального мира. Их место за решеткой заняли в основном непрофессиональные и молодые преступники, осужденные за хулиганку, драки, изнасилования, а также за банальный грабеж и разбой.

«Благородная» профессия налетчика оказалась почти невостребованной, так как за вооруженный налет давали большие сроки, а порой и «вышку». Рисковать жизнью в такой ситуации никто не хотел.

Только в 1970-е годы в СССР снова появились вооруженные преступные группы, нападавшие на сберкассы, инкассаторов, ювелирные магазины. Состояли они в основном из уроженцев южных республик. В их среде «Цыганка» вновь завоевала большую популярность. Правда, при этом песня, а точнее, ее текст, подверглись определенной переработке. В ней появились пышные восточные метафоры, сравнения и новые добавочные куплеты. Но песня от этого только выиграла, стала более красивой.

Изменились и кое-какие детали. Например, вместо: «... и в эту ночь мы погорели за продуктовый магазин» стали петь «...за ювелирный магазин», так как грабить продуктовые палатки в 1970-х годах серьезным людям стало невыгодно, даже позорно.

В тот же период «Цыганку» включил в свой репертуар бард Аркадий Северный, который часто пел ее на своих подпольных концертах. Сегодня эту песню иногда исполняют В. Петлюра и дагестанский бард Заур Кумык.

«ЦЫГАНКА» (КЛАССИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ)

Стоял я как-то на вокзале,
Ко мне цыганка подошла — 
Давай тебе я погадаю,
Да на крестового туза.

Давай тебе я погадаю,
Судьбу, дорожку предскажу 
И то, что было, то, что будет, 
Тебе на картах расскажу.

Ты третий год уже в побеге,
Немало видывал ты мук.
Тайгу прошел ты за неделю 
И ненавидел ты разлук.

Свободу любишь ты, как воздух, 
А может быть, еще сильней.
Но жди крестового удара,
И что же скажешь ты теперь? 

Она сказала — этой ночью 
Чтоб я на дело не ходил.
Ушла и денег не забрала,
А я задумчиво курил.

И в эту ночь мы погорели 
За продуктовый магазин. 
Цыганке той я не поверил,
За это суд меня судил.

Там где-то в тундре плачет птица,
Огни заманчиво горят.
И через тундру и болото,
Цыганка, жди, вернусь назад.

ЮЖНЫЙ ВАРИАНТ

Гулял я как-то по базару,
Ко мне цыганка подошла — 
Давай тебе я погадаю,
Взяла крестового туза.

Давай тебе я погадаю,
Судьбу, дорожку предскажу,
И все, что было, все, что будет, 
Тебе на картах расскажу.

Ты, молодой, сейчас в побеге, 
Немало видывал ты мук,
Тайгу прошел ты за неделю 
И ненавидел ты разлук.

Свободу любишь ты, как маму, 
А может быть, еще сильней.
Но жди крестового удара,
И что же скажешь ты теперь? 

Она сказала — этой ночью 
Чтоб я на дело не ходил.
Ушла и денег не забрала,
А я задумчиво курил.

И в эту ночь мы погорели 
За ювелирный магазин. 
Цыганке той я не поверил,
За это суд меня судил.

В далекой тундре плачут птицы,
Как улетающие вдаль,
А там за облаком струится 
Та не забытая печаль.

А там на вышках пулеметы 
Так оглушительно молчат. 
Через тайгу, через болота
Вернешься ты ко мне назад.

Андрей Николаев
ЗА решеткой, №4 апрель 2014


Комментарии

11.02.2015 20:35 Игорь
Спасибо вспомнил молодые годы мне 52

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 4064

vk rutube youtube

Виктор Рябов
Роман Юрченко
Павел Павлецов
Игорь Сивак
Влад Виссонов
 Батон
Лора Виталь
Ирина Маулер
Виктор Давидзон
Мария Мордасова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона