Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Александр Марцинкевич - Цыган-премьер

Александр Марцинкевич - Цыган-премьер

Обычно цыганские ансамбли исполняют классику своего жанра, восхитительные произведения, которым порой по сто лет и больше. “Кабриолет” же полностью продукт творчества молодого петербургского музыканта Александра Марцинкевича, который не только поет, но и является автором всего репертуара, руководителем ансамбля.

В последние два концертных сезона «Кабриолет» переписал всю табель о рангах в питерской эстраде. Вопреки пословице о пророке в своем отечестве группа Марцинкевича покорила один за другим самые престижные залы, добралась до «Октябрьского», где дала за год три (!) аншлаговых сольника. При этом ребята продолжают с успехом выступать в лучших клубах (запомнился их совместный концерт с московской командой «Штар» в «Гигант— холле»). В Москве презентация их диска «Грешен» состоялась в престижном «Кристалл-паласе». Довелось молодым питерским цыганам спеть и в Кремле, где им была вручена национальная премия «Русский шансон» в номинации «Гуляй, Россия».

— В «Гигант-холле» вы играли в одном концерте с московской группой "Штар", которую, как и ‘Кабриолет", называют самыми яркими новыми звездами цыганской эстрады. Между вами существует конкуренция?

— Поверьте, нет! Со «Штаром» мы познакомились в Москве, на всемирном фестивале цыганской музыки. Кроме того, я внимательно прослушал аудиоальбомы московских ребят. Это классные молодые музыканты, тонко чувствующие стиль, экспериментирующие. Мы были рады, когда в «Гигант-холле» наши группы объединили в одном концерте. Нас это подстегнуло: не хотелось ударить лицом в грязь перед зрителями. А публика получила дополнительные эмоции.

Такие концерты могли бы стать прообразом фестивалей цыганской музыки в Санкт— Петербурге. Почему нет? Почти во всех странах Европы подобные фестивали процветают, в Москве тоже все прошло здорово.

Кстати, цыганская музыкальная культура нынче в Петербурге переживает трудные времена. Распадаются интересные коллективы, талантливые музыканты уезжают в другие города, остаются за границей.

Мне, кстати, тоже предлагали жить и работать в Польше, когда после цыганского фестиваля там очень хорошо пошли мои песни. Была возможность остаться там со всем ансамблем. Мы с ребятами обсудили ситуацию, и, честно говоря, большинство не хотели ехать домой. Я же не мыслил и не мыслю себя без Петербурга, хотя здесь меня тогда не слишком жаловали, в частности не советовали петь на цыганском языке.

— Чем вы объясняете свой нынешний успех у питерской публики?

— Все удивляются: как «Кабриолету» удается в родном городе все время собирать аншлаги? Да мы и сами удивляемся: казалось бы, свои, местные, должны бы надоесть. Может быть, дело в том, что в нас нет попсово-эстрадной наигранности. Все идет от сердца, от души. Вообще я понял: если песня пишется по заказу, то никогда хитом не станет. Как бы ни казался зритель неразборчив, несведущ в музыкальных тонкостях, но народ простой не обманешь. Публика всегда чувствует душу, нутро артиста. «Кабриолет» прежде всего обращается не к эстетам, не к элите бизнеса, а к простому зрителю. Они нас полюбили, поддержали — разве мы можем их разочаровать?

— Простой зритель "Кабриолета" — это цыган?

— Вовсе нет. Кстати, на первые афишные концерты «Кабриолета» даже в такой большой зал, как Дворец культуры имени Горького, приходили практически одни цыгане. Постепенно русских зрителей становилось все больше, и теперь картина изменилась с точностью до наоборот: цыган нынче в зале меньшинство.

— Не означает ли это, что "Кабриолет", вкусив плоды популярности, отрывается от своих корней?

— Понимаете, у цыганской публики есть такая особенность: если они сходят один раз на концерт, то считают это вполне достаточным. Потом уже они слушают кассеты, смотрят видео.

— Ну а русский зритель, выходит, готов ходить и раз, и два, и три?

— Скорей дело в том, что русских зрителей просто намного больше.

— Зато цыганская публика наверняка сплоченнее, однородней, а это большой плюс.

— Цыгане тоже разные. Язык у них разный, и обычаи — тоже. Когда мы были на цыганском фестивале в Польше, то с большим трудом общались со многими музыкантами. С югославскими цыганами, например, едва находили общие слова. А вот польские, румынские оказались нам близки. Венгерские — не очень...

— В Петербурге вы считаетесь горячими гастролерами. А знают ли "Кабриолет" на бескрайних просторах постсоветского пространства?

— Не так давно «Кабриолет» пригласили в Дагестан, где мы отыграли восемь концертов. Оказалось, что это рекорд, так как раньше даже крупные московские звезды больше двух сольников там не давали. Во время нашего выступления центральный концертный зал Махачкалы охраняли ОМОН и бэтээры. Меня на полном серьезе хотят сделать «народным артистом Дагестана».

— Откуда вас так хорошо узнали в Дагестане?

— Там повсюду продаются наши кассеты. Ёстественно, пиратские, на которых порой нет упоминания ни Марцинкевича, ни «Кабриолета». Написано просто: «Питерские цыгане», причем вместо наших фото на обложках какие— то неизвестные лица. И все равно этого хватило: как только народ прослышал, что приехали те самые «питерские цыгане», аншлаги стали реальностью. Моих ребят чуть ли не на руках носили, на рынках просили автографы и дарили фрукты, а мне устроители гастролей посоветовали вообще не выходить из отеля, чтобы избежать беспорядков.

— В одном из ваших радиоинтервью мне запомнилась такая фраза: "Песни у нас душевные. Народу они нравятся. Мне — тоже!" Я тогда подумал, что редкий исполнитель скажет так о своих песнях.

— Я тогда пошутил! На самом деле когда еду в машине, то свою музыку не слушаю. Хотя иногда надо это делать, потому что задним числом находишь какие-то недочеты, недоработки.

— Как композитор и певец в чьем творчестве вы черпаете вдохновение?

— Мне нравится Лили Иванова, Здравко Чолич — классическая эстрада, проверенная временем. Когда слышу их записи, чувствую прилив энергии — они, как теперь говорят, пробивают, цепляют. Слышишь хорошую песню и за голову хватаешься: почему не я это написал?! Люблю также творчество Клиффа Ричарда, Карлоса Сантаны, «Дип Перпл».

— Цыганские мотивы не мешают "Кабриолету" делать аранжировки во всевозможных музыкальных стилях.

— Бывает, ты написал песню и начинаешь думать о том, в каком ключе ее аранжировать. Чувствуешь, что с русским шансоном она не стыкуется, а вот с хард-роком — вполне. Что ж, мы ее так и записываем в рок-версии. То есть у «Кабриолета» нет какого-то одного довлеющего стиля: будь то шансон, поп, диско, реггей. Я люблю джаз, рок, даже попсу — лишь бы она была профессионально, «вкусно» сделана.

— Изучаете ли вы цыганскую музыку разных стран?

— Меня очень привлекает югославская цыганская музыка. Вообще в югославских музыкальных залежах еще много тайн. Фильмы Кустурицы помогли мне по-новому взглянуть на диапазон цыганской культуры.

— У вас в ансамбле всегда поют и танцуют красивые цыганские девушки. Как их удается удержать в "Кабриолете"?

— Это больная тема. Как только едем на гастроли, жди проблем. Я уже потерял двух певиц и одну танцовщицу. В Польше певица вышла замуж, в Дагестане танцовщица нашла жениха. Наши красавицы нарасхват!

— Александр, какова роль женщины в вашем творчестве?

— Женщина для меня — это все! Пусть звучит немного высокопарно, но по сути так и есть. Красивая женщина дает настроение, вдохновляет. Ради такой цыган готов совершить любые подвиги. Даже написать песню.

— У вас ведь прекрасная семья (хоть и жена — не цыганка!), двое замечательных детей...

— Дети уже снимались в фильме «Сестры» у Сергея Бодрова. Кроме того, мой Руслан озвучивал партию молодого Тарзана в мультфильме. Иногда сын и дочка появляются на сцене во время концертов «Кабриолета» — и в ДК Горького, и в «Октябрьском». Но на шоу в ночные клубы строгий папа их не берет — они уже в девять часов ложатся спать.

— Многие утверждают, будто у "Кабриолета" какие-то мощные спонсоры из разряда так называемых цыганских баронов, и этим объясняются ваши успехи...

— Хочу вас разочаровать: ничего такого нет и в помине!

— Но почему? Ведь с нынешней вашей популярностью "Кабриолет" мог бы стать знаменем какого-то цыганского клана, проводником их идей!

— Возможно, и так, но мы считаемся русскими цыганами, и у нас нет баронов. Это цыгане, которых зовут кутляры, имеют баронов и баронесс, живут по своим законам. А мы — по своим.

На самом деле мне уже предлагали финансовую поддержку, но, понимаете, нас устраивает, как сейчас все складывается. Не хотим торопить события. Пускай «Кабриолет» катится вверх медленно, но верно. Знаете, меньше всего мне хочется сейчас попасть к кому-то в кабалу, стать зависимым артистом. Голова забита другим: хочется заниматься своим творчеством и спать спокойно. Ведь, согласитесь, если кто-то богатый и сильный вложит в тебя серьезные средства, то ты начнешь плясать под его дудку. И пойдут разговоры: «Это ты будешь петь, а это не будешь! Это наденешь, а этого не стоит! Сегодня ты пойдешь туда, а завтра останешься дома!»

— Интересно, вы хотя бы приблизительно представляете, какими тиражами в мире тотального пиратства расходятся ваши кассеты и компакт— диски?

— Про наши альбомы профессионалы аудиобизнеса говорят, что они — «золотые». В первую неделю после выхода альбома «Грешен» Москва заказала шесть тысяч компакт-дисков, а Питер — четыре. Речь идет только об официальной продукции. А пиратские диски и кассеты учету не поддаются. Был бы наведен порядок в России с авторскими правами, мы давно бы уже зарабатывали хорошие деньги и имели бы возможность вкладывать их в свои проекты. Едва ли не в любом городе СНГ вы сейчас найдете пиратские копии наших дисков. Какими тиражами они могут выходить — уму непостижимо. У нас хранятся такие шедевры, что обхохочешься. На обложке одного такого диска «питерских цыган»... темнокожие девушки. На другом написана такая фраза: «Запись осуществлена в профессиональной цыганской студии».

Фото Славы ГУРЕЦКОГО

Михаил Садчиков
Смена, 27 августа 2002 г.


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 6788
vk youtube
РаШа FM

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой.
И нажмите Ctrl+Enter
Реклама



Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона