«Мой милый друг, не надо грустить…»
Общеизвестно, что блатные песни трудно классифицировать по жанрам и направлениям. Ведь это не эстрада, не рок и не тем более не попса. Каждая «арестантская» песня представляет собой сугубо авторское оригинальное музыкальное произведение. Вероятно, потому-то и появился в нашей музыкальной культуре особый жанр - «русский шансон». Тем не менее среди множества блатных произведений без особого труда можно вычленить солидный массив песен, которые с полным основанием можно назвать «хулиганскими».
«БАКЛАНЫ»-ХУЛИГАНЫ
Хулиганы во все времена составляли особый и специфический пласт уголовного мира. Хулиганство не является корыстным преступлением и представляет собой правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность. Таким образом личное обогащение для хулигана - дело десятое, в первую очередь ему необходимо покуражиться над своей жертвой, продемонстрировать свою власть, основанную исключительно на наглости и грубой физической силе.
Первый раз взлет хулиганства был зафиксирован в России в 20-х годах прошлого века, сразу же после окончания Гражданской войны. Уличная шпана тогда буквально терроризировала горожан - жителей больших городов. Основной костяк хулиганских банд составляли малоквалифицированные заводские рабочие, ученики ремесленных мастерских, а также некоторые юноши из семей среднего класса. В уголовной среде хулиганов называли «бакланами» - за вздорный и неуживчивый характер, неумение вести себя в коллективе.
Но жили «бакланы» весело: избивали «коллег» с соседней улицы или соседних фабрик, своих заводских мастеров, дворников. Милиция старалась обходить стороной буйную молодежь. Нравы тогдашней шпаны не слишком отличались от нынешней. Существовало строгое деление территории на сферы влияния. В крупных городах в каждом районе имелась своя хулиганская группировка.
Между «кентовками» часто происходили жестокие столкновения. В Ленинграде однажды прямо на Большом проспекте Петроградской стороны завязалась массовая драка между двумя группами хулиганов - василеостровской и петроградской. В ней приняли участие более сотни человек. В воздухе свистели ножи и раздавались револьверные выстрелы. Чтобы утихомирить разбушевавшихся хулиганов, вызвали конную милицию, так как обычные постовые уже ничего сделать не могли. С массовым хулиганством удалось покончить только в середине 30-х годов, когда шпаной серьезно занялись органы НКВД.
«ЧИ-ЧИ-ГАГА» И «ЖУКИ-КУКИ»
Второй раз волна хулиганства накрыла страну в 60-70-е годы прошлого века. Социологи связывали данное явление с тем, что страна к тому времени полностью залечила раны, нанесенные ей Великой Отечественной войной. Выросло новое поколение, которое не испытало на себе всех тех тягот и ужасов. Атмосфера сытой и спокойной жизни расхолаживала, а молодой организм требовал острых ощущений и прилива адреналина. Найти все это оказалось довольно легко на почве бытового хулиганства. К тому же мелкая «хулиганка» оказалась довольно безопасным занятием. Советская власть довольно жестко карала своих граждан за государственную измену, хищения социалистической собственности. Но вот к «бакланам»-хулиганам проявляла совершенно непонятный либерализм. Обычно на первый раз хулиганам давали условные сроки, в случае рецидива - до четырех лет колонии общего режима.
Все это привело к тому, что в начале 70-х годов хулиганство стало массовым явлением практически во всех крупных городах СССР. И так продолжалось вплоть до распада Советского Союза. Хулиганы создали свою особую субкультуру, разговорный сленг, жесты. Конечно, в каждом регионе существовали некоторые особенности, но имелось и много общего - коронные фразы типа «чи-чи-гага» и «жуки-куки», пальцы веером при конфликтном «базаре».
Кстати, с помощью такой лексики и жестикуляции с начала 90-х годов стали изъясняться не только шпана, но и добропорядочные коммерсанты, милиционеры и даже федеральные политики.
«А ТАМ, КАК ПРЕЖДЕ, БЬЮТ ФОНТАНЫ...»
В 60-70-е появились и новые хулиганские песни, которые исполнялись вечером во дворе, в парке на скамейке под аккомпанемент гитары. Некоторые из них скоро превратились в дворовую классику, быстро распространявшуюся по всей стране. К их числу, несомненно, принадлежит песня «Мой милый друг, не надо грусти», ставшая настоящим блатным хитом. Исследователи шансона полагают, что написана она была (неизвестным автором в конце 50-х годов. И первоначально исполнялась плавно, в ритме танго, а возможно, и вальса в сопровождении аккордеона. Вот как тогда звучал первый куплет:
Огромные витрины в зеркальных магазинах,
А там спешит большой поток людей.
Спешат автомашины - «Победы», «Волги», «ЗИЛы»,
А город спит, забыв про нас с тобой.
Данный куплет позволяет примерно установить время написания первого варианта песни, ведь автомобили марки «Волга» стали выпускаться Горьковским автозаводом начиная с 1957 года. Но по улицам еще бегали и «Победы», и «ЗИЛы».
Однако в первоначальном виде песня просуществовала недолго. Резкое изменение музыкальных вкусов публики в середине 60-х годов потребовало аранжировки песни под гитару, которая стремительно набирала популярность среди приблатненной молодежи. Музыкальный ритм стал более жестким, быстрым и походил на популярные тогда мелодии танцев шейка и твиста. Под такую мелодию можно было не только петь, но и танцевать. Соответственно пришлось подкорректировать и старый текст, который плохо ложился на новую мелодию. Но припев песни остался неизменным, сохранился во всех вариантах и стал своего рода «коронкой». Вот он:
А там, как прежде, бьют фонтаны,
И по ночам горят рекламы,
Как только утро наступает,
Там гаснут тысячи огней.
Мой милый друг, не надо грусти,
Ведь в декабре нас всех отпустят,
Ты спи и пусть тебе приснится
Наш город милый и родной.
С точки зрения высокого литературного стиля, текст довольно шероховатый, рифмы подобраны не очень удачно, но это настоящий образец народного творчества. А при виртуозном музыкальном исполнении текст на слух звучал довольно гладко. К сожалению, автора новой аранжировки также не удалось установить. Ведь в каждом городе существовал свой вариант песни, и авторов-аранжировщиков, вероятно, были сотни, если не тысячи. Но основными считались московский, ленинградский и северокавказский варианты песни.
В 70-е годы ее часто пел бард А. Шалин, сегодня она входит в репертуар исполнителя русского шансона Раджа Гайфулина. И вновь стремительно набирает популярность среди приблатненной молодежи.
Московский вариант
Пройдет четыре года, изменится лишь мода,
И мы опять пойдем гулять в Москве.
Пройдемся по бульварам, заглянем в рестораны...
Заглянем в рестораны и кафе.
Припев:
А там, как прежде, бьют фонтаны,
И по ночам горят рекламы,
И только утром рано
Гаснут тысячи огней.
Мой милый друг, не надо грусти,
Ведь в декабре нас всех отпустят,
Спи и пусть тебе приснится
Город милый и родной.
Зеркальные витрины в огромных магазинах,
На улицах шумит поток людской.
Бегут автомобили - «Победы», «Волги», «ЗИЛы» -
Москва живет, забыв о нас с тобой.
Припев:
А там, как прежде, бьют фонтаны,
И по ночам горят рекламы,
И только утром рано
Гаснут тысячи огней.
Когда мы будем дома, в кругу своих знакомых,
Мы жизнь свою по-новой поведем.
Забудется с годами все то, что было с нами,
Все то, о чем сейчас мы вам поем.
Припев:
А там, как прежде, бьют фонтаны,
И по ночам горят рекламы,
И только утром рано
Гаснут тысячи огней.
Ленинградский вариант
Мы жили в этом городе,
Дружили в этом городе,
Любили мы по Питеру гулять.
С гитарами и звонами,
С блатными разговорами,
Любили эту песню напевать.
(Последние 3 строчки повторяются 2 раза)
Припев:
А там, как прежде, бьют фонтаны,
И по ночам горят рекламы,
Как только утро наступает
Там гаснут тысячи огней.
Мой милый друг, не надо грусти,
Нас раньше срока не отпустят,
Ты спи и пусть тебе приснится
Любимый город Ленинград.
(Последние 3 строчки повторяются 2 раза)
Пусть пишут в газетах,
Что плохо мы одеты,
Но в нас горят горячие сердца.
В сухом и скромном месте
Мы пьем портвейн все вместе,
Хотя в карманах нету ни гроша.
(Последние 3 строчки повторяются 2 раза)
Пройдет всего два года,
Изменится лишь мода,
И мы пойдем по Невскому гулять,
По старой по привычке
Заглянем мы к подружкам,
Заглянем в рестораны и кафе.
(Последние 3 строчки повторяются 2 раза)
Припев:
А там, как прежде, бьют фонтаны,
И по ночам горят рекламы,
Как только утро наступает,
Там гаснут тысячи огней.
Мой милый друг, не надо грусти,
Нас раньше срока не отпустят,
Ты спи и пусть тебе приснится
Любимый город Ленинград.