Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Ах, зачем меня мать родила (По приютам я с детства скитался)

Ах, зачем меня мать родила (По приютам я с детства скитался)

Мы продолжаем знакомить читателей с историей самых интересных блатных песен. На этот раз представляем песню малолетних беспризорников времен Гражданской войны и НЭПа - «По приютам я с детства скитался». В те времена юных бродяг было видимо-невидимо (правда, все равно меньше, чем сейчас). И те из них, кто не попал в лагеря педагога Макаренко, пополнили ряды советской преступности.

БЕСПРИЗОРНЫЕ ГЕНИИ ПЕРА

На самом деле песня эта появилась еще в царской России (тому есть неопровержимые доказательства, о чем ниже), ведь беспризорники были и тогда. Однако от первоначального текста песни мало что сохранилось. Зато мотив остался, это да. А так, именно смутные годы перемен дали новую жизнь песне «По приютам», вдохнули в нее остросоциальные моменты.

Революция, Гражданская война, невиданный голод - все это способствовало тому, что в Советской России возникла большая (около полутора миллионов) социальная масса - сироты, причем, бездомные. Пожалуй, вся страна узнала эту легендарную песню после выхода в свет книги Григория Белых (впоследствии он был репрессирован как «враг народа») и Алексея Пантелеева «Республика ШКИД». В ней была показана жизнь спецшколы для малолетних беспризорников имени Достоевского. Бездомные ребятишки исполняли в ней эту песню (позднее они это сделали и в одноименном фильме). Книга была напечатана в 1927 году. В какой-то мере этот год можно считать дебютным для песни. Дебютным в роли всенародного шлягера. Вот еще что любопытно. Белых и Пантелееву на двоих было всего-то 38 лет, когда они написали эту книгу! Так что о малолетних беспризорниках они писали со знанием дела, поскольку сами были в прошлом такими же как они, бездомными бродягами. Им ли было не знать легендарную песню!

СТАРОЕ И НОВОЕ

Теперь о том, почему исследователи блатного фольклора уверены, что песня появилась еще при царе-батюшке. Есть в ней четверостишие:

Но попался мне барин суровый, 
Меня за руку крепко поймал, 
А судья разбирался недолго –
И в Литовский меня закатал.

Здесь имеется в виду Литовский замок. Была такая тюрьма в Санкт-Петербурге. Выглядевшая крайне мрачно. Пятиугольное серое здание. Названо так, потому что одно время в замке квартировался Литовский мушкетерский полк. Еще замок называли Семибашенным, поскольку его украшали семь башен. Следственной тюрьмой замок стал в 1823 году, содержались в ней и уголовные, и политические преступники. Один из таких, знаменитый писатель Короленко, описывал быт той тюрьмы в «Истории моего современника». В марте 1917 года замок-тюрьма был разрушен и сожжен. Таким образом, этот куплет мог родиться только до революции.

Можно некоторые строчки песни привязать и к другим историческим событиям, а также к конкретным годам. К примеру, куплет:

Просидел я на нарах немало 
И закон воровской изучил; 
За решеткою солнце сияло, 
А хозяин по морде мне бил.

А этот куплет появился явно не раньше начала 30-х годов прошлого века. Вот почему: до этого времени таких понятий как «воровской закон», «вор в законе» попросту не существовало.

Еще пример такого рода:
Мне не страшен мороз Магадана, 
Не страшны лагеря Воркуты: 
Стал заправским теперь уркаганом, 
Сохранив о свободе мечты.

Данный куплет совершенно точно появился не ранее 1933 года, поскольку строительство самого Магадана началось именно в этом году в устье одноименного ручья. Что касается Воркуты. Лагеря в бассейне реки Воркуты (это Заполярье, правый приток Усы) появились в 1932 году, когда Ухтпечлагом здесь стали разрабатываться угольные копи.

«Не страшны лагеря Воркуты» - это явная бравада подростков. Еще как страшны! Многие и многие зеки сложили головы в этом регионе, не выдержав сурового климата и адской работы.

Таким вот причудливым образом сочетаются в песне некоторые еще царских времен выражения («по глубоким, по барским карманам») с реалиями уже советского уголовного быта. Это, впрочем, вполне типично для блатных песен, когда в них появляются с годами все новые и новые куплеты, которые не дают песне стать анахронизмом.

«МОЕЙ МЕЧТОЙ БЫЛО СДЕЛАТЬСЯ ХОРОШИМ ВОРОМ...»

По приютам я с детства скитался, Не имея родного угла. Ах, зачем я на свет появился, Ах, зачем меня мать родила?!

Естественно, как же было обойтись в песне беспризорников без темы матери? Это есть лирическая основа произведения. Его душещипательная составляющая, которая так часто присутствует в блатных песнях. Ну а тут и сам Бог велел - это ж песня круглого сироты. Что и принесло ей популярность всенародную. Не зря позже таким успехом в Советском Союзе пользовалась похожая переводная «сиротская» песня из телефильма «Генералы песчаных карьеров» - «Я начал жизнь в трущобах городских». Вот хрестоматийная для произведений «беспризорного» жанра строчка из нее: «Ах, мама, если бы найти тебя, была б не так горька моя судьба».

Но это мы уже жалели зарубежных бездомных ребят, поскольку в СССР таковых практически не осталось. И это было похоже на чудо. Уж очень много, как уже сказано, было беспризорников после Гражданской войны. Но (не в пример теперешним властям) тогдашние руководители Советской России проблемой стали заниматься, засучив рукава. На ее решение был брошен сам «железный» Феликс Дзержинский. Была создана целая сеть школ социально-индивидуального воспитания, как они назывались. Надо сказать, что бывалые, прожженные, битые и наученные жизнью беспризорники отнюдь не сразу приспосабливались к подобным школам и трудовым колониям. Многие убегали, не подчинялись педагогам. И впоследствии все равно влились в уголовный мир. Таких ребят было не так уж и мало. Однако большинство подростков удалось-таки вытянуть из криминальной трясины.

Чем хороша книга «Республика ШКИД», так это как раз тем, что юные ее авторы в ней не скрывали, насколько тяжело шел тогда процесс перевоспитания. Тяжелее всего было победить воровскую романтику, которая так легко входит в души молодых. Директор школы Викниксор, описанный Белых и Пантелеевым, решил вышибать воровские понятия трудом. И определил четырех самых злостных своих воспитанников в Сельскохозяйственный техникум. Поначалу юные воришки хотели оттуда бежать, но несколько позднее один из них прислал в свою родную школу письмо, в котором написал следующее: «...Викниксор хорошо сделал, что определил меня сюда. Передайте ему привет и мое восхищение перед его талантом предугадывать жизнь, находить пути для нас. Влюблен в сеялки, молотилки, в племенных коров, в нашу маленькую метеорологическую станцию... Я оглядываюсь назад. Четыре года тому назад я гопничал в Вяземской лавре, был стремщиком у хазушников. Тогда моей мечтой было сделаться хорошим вором... Я не думал тогда, что идеал мой может измениться. А сейчас я не верю своему прошлому, не верю, что когда-то я попал по подозрению в мокром деле в лавру, а потом и в Шкиду. Ей, Шкиде, я обязан своим настоящим и будущим...».

«По приютам я с детства скитался,»

По приютам я с детства скитался, 
Не имея родного угла. 
Ах, зачем я на свет появился,
Ах, зачем меня мать родила?!

А когда из приюта я вышел
И пошёл наниматься в завод,
Меня мастер в конторе не принял: 
Говорит, что не вышел мой год.  

И пошёл я, мальчонка, скитаться,
По карманам я начал шмонать:
По глубоким, по барским карманам 
Стал рубли и копейки сшибать. 

Но попался мне барин суровый, 
Меня за руку крепко поймал, 
А судья разбирался недолго –
И в Литовский меня закатал. 

Просидел я на нарах немало
И закон воровской изучил;
За решёткою солнце сияло, 
А хозяин по морде мне бил. 

Мне не страшен мороз Магадана,
Не страшны лагеря Воркуты:
Стал заправским теперь уркаганом,
Сохранив о свободе мечты.

Детдома я не раз вспоминаю,
Я б хотел повидать свою мать...
Ах, зачем я на свет появился?! -
Повторяю опять и опять.

Из тюрьмы я, мальчонка, сорвался, 
И опять не имею угла... 
Ах, зачем я на свет появился, 
Ах, зачем меня матъ родила?! 

Евгений Зимородок
ЗА решеткой, № 7 июль 2007


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 7960

vk rutube youtube

 сёстры Роуз
Сергей Любавин
группа Любэ
Слава Медяник
Олег Митяев
Стас Михайлов
Анатолий Могилевский
Александр Новиков
Виктор Петлюра
Анатолий Полотно

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона