Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » К чему лежит душа...

К чему лежит душа...

Его тенор узнаваем. Его голос завораживает. Легкий, эмоциональный, артистичный — таков Леонид Серебренников на сцене. Его исполнение — не классическое пение, а легкое прикосновение. Легкое и в то же время очень точное, глубокое, свое прочтение каждой песни. Его голос звучит более чем в 70 фильмах, для которых он записал более 100 песен.

В 2000 году имя Леонида Серебренникова вошло в энциклопедию "Эстрада России. XX век". В его репертуаре классика советской песни, романсы, песни из кинофильмов, ретро, военные песни, песни бардов, арии из оперетт, вокальные циклы. Певец с семиструнной гитарой в руках объехал всю страну, побывал во многих странах мира...

— Леонид Федорович, вам не раз приходилось выступать с концертами перед сотрудниками милиции. Как вы вообще к нашей родной милиции относитесь, столь ругаемой и критикуемой?

— Я же в течение уже многих лет являюсь членом Общественного совета при ГУВД по Московской области. И очень много выступаю перед сотрудниками правоохранительных органов. Очень, кстати, благодарная и чуткая аудитория. А то, что их постоянно критикуют... Они ведь больше кого бы то ни было на виду, и жизнью очень часто рискуют. Это очень серьезные люди. У меня проходили встречи и в московской школе милиции, и в Ела-буге. Это всегда хорошие доверительные встречи с настоящими мужиками. Очень часто мы выступаем не только перед сотрудниками, но и поем для семей, для вдов погибших сотрудников милиции.

— Как начиналась ваша певческая карьера?

— Вообще, я не собирался быть певцом. А хотел быть драматическим артистом — сниматься в кино, играть в театре. В 1966 году поступил в театральное училище имени Щепкина на актерский факультет и там впервые увлекся песней, гитарой. До сих пор пою песню "Памяти Пушкина", написанную студентами Щукинского училища Леонидом Филатовым и Владимиром Качаном. С 1971 года работал в театре, но меня неудержимо влекло на эстраду В 1974-м стал солистом эстрадного оркестра в Москонцерте, выступал как солист Росконцерта, работал в эстрадном оркестре "Советская песня", ансамбле "Современник". Пробовал себя на разных конкурсах. В 1976 году — во Всероссийском конкурсе эстрадной песни в Сочи, в 1977 -Всесоюзном телевизионном конкурсе "С песней по жизни". И там, и там я стал дипломантом. На меня обратили внимание известные композиторы. В частности, меня пригласил Александр Флярковский на киностудию "Мосфильм". Я записал первую в своей жизни песню к художественному фильму "Рожденная революцией". Это была моя первая песня на профессиональной сцене, вернее, на профессиональном экране, а точнее, за экраном.

Меня стали приглашать на "Мосфильм", где я записал песни к таким фильмам, как "Лекарство против страха", "Дульсинея Тобосская", "Люби меня, как я тебя", "Обыкновенное чудо", "Мелодии на два голоса", "Несокрушимая и легендарная", "Бархатный сезон", "Путь к себе", "Мария-Мирабелла", "Белый снег России"...

— Ваш любимый музыкальный жанр?

— Да, собственно, сама песня — лирическая, хорошая. Тут нет определенных границ. Я люблю и военные песни, и лирические, и романсы— и гражданские, и бардовские песни. Люблю петь все, к чему лежит душа. Романсы — это самый легкий и в то же время самый сложный жанр. Простота и легкость заключаются в том, что там нет подтекста, второго плана. Это у бардов — пою одно, подразумеваю другое... У меня, кстати сказать, было в свое время в репертуаре около сотни песен Галича, официально запрещенных к исполнению.

В романсе же все открыто — любовь, ревность, ненависть, страсть — здесь не нужно лукавить. Но в этом-то и сложность. Все должно быть пропущено через душу, а если ты ничего не чувствуешь, то это превращается в вокальное упражнение. Был случай, который мне рассказала моя знакомая. Когда я спел на одном из концертов старинный романс "Не уходи, побудь со мною", одна зрительница (дама в вуалетке — прямо из XIX века) говорит другой: "Слушай, никогда не думала, что этот романс такой сексуальный". А именно это я и хотел в этом романсе выразить. Там есть такие строчки: "И обожгу, и утомлю". Обожгу — это одно, а утомлю совсем другое.

— Вы поете один или выступаете дуэтом с кем-либо?

-..Вообще, у меня в жизни было очень много дуэтов. С Ларисой Долиной, Ириной Понаровской, Надеждой Чепрагой, я много пел с Валентиной Толкуновой, Тамарой Гвердцетели... Однако больших программ никогда не было. Я не очень соглашаюсь на альянс. Пожалуй, впервые мы сделали цельную большую программу с Катей Гусевой. Мы очень долго вымеривали, выстраивали... и вот, первый эксперимент.

— В течение пяти лет вы были ведущим замечательной программы "Романтика романса" на телеканале "Культура". Такое впечатление, что когда вы перестали вести эту передачу, именно эта романтика как раз и утла... Чем для вас была передача?

— Для меня это было откровением! Я в этой программе сам всерьез встретился с романсом, до этого по-настоящему им не занимался. Просто пел в концертах. Но здесь я вынужден был заниматься и историей, искать какие-то новые и забытые старые романсы. Познакомился со многими исполнителями, очень много писем получал, в том числе из-за рубежа. Когда приезжал за рубеж, то встречался со многими людьми, которые писали мне письма, стихи. Романс стал для меня действительно определенным творческим этапом.

Сейчас уже второй год в Московском международном Доме музыки веду ежемесячный абонемент "...И не только романс", на который приглашаю исполнителей, которых знал, знаю, люблю и уважаю как артистов, как людей.

— Наши знаменитые певцы, актеры часто любят рассказывать истории о встречах с сотрудниками ГИБДД. Ведь частенько "звездные" водители становятся нарушителями дорожного движения...

— Я водитель с 20-летним стажем. И, естественно, небезгрешен. Но если сказать честно, положа руку на сердце, то все мои нарушения были не злостные. Мне в свое время один работник ГАИ здорово это внушил — если сознательно нарушаешь (ну бывает необходимость), то так, чтобы не создавать аварийной ситуации. Недавно в Москве пересек сплошную двойную, выехал на перекресток. Машины стояли в заторе, а я решил их обогнать, потому что торопился на правительственное мероприятие. Пришлось выехать на встречную, абсолютно пустую, на которой не было ни одной машины на протяжении километра. Права у меня все же отобрали, но потом я приехал в ГИБДД, покаялся, все объяснил, даже нарисовал ситуацию. Сотрудники ГИБДД меня поняли... Но я никогда не буду парковаться на газонах или лихо и бездумно выходить на встречную полосу... Потому, видимо, за все эти годы я и не становился виновником ДТП.

— Что бы вы хотели пожелать сотрудникам правоохранительных органов?

— Живыми всегда оставаться. В любых ситуациях. Потому что как бы там ни было, ругают вас или не ругают, но все равно милиционеры постоянно находятся на острие ножа. Эта профессия достойна— уважения. И главное, чтобы нам поменьше приходилось выступать перед вдовами. Как можно меньше. А лучше вообще никогда...

Елена Шершень
Щит и Меч, №22(1066) 14 июня 2007 года


Комментарии

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 8650

vk rutube youtube

Роман Юрченко
Павел Павлецов
Игорь Сивак
Влад Виссонов
 Батон
Лора Виталь
Ирина Маулер
Виктор Давидзон
Мария Мордасова
Александр Кирьянов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона