Музей Шансона
  Главная  » Архив  » Заметки  » Каторжанин голубых кровей

Каторжанин голубых кровей

Автор романсов "Поручик Голицын", "Вас ждет Париж", "Очарована, околдована" редко акцентирует внимание окружающих на том факте, что в его жилах течет голубая кровь (бабушка музыканта оканчивала Смольный институт, дедушка служил офицером в Белой армии). Чаще Михаил Звездинский с долей сарказма говорит о том, что является скорее потомственным каторжанином, нежели потомком дворян. Впрочем, вспоминать о своем лагерном прошлом он тоже не любит. Только и произносит: "Горько все это". Минуты откровения крайне редки. Как, например, в беседе с обозревателем "МК".

— На свет я появился в тюрьме. Во времена Сталина людей сажали за любые неосторожные слова. Так вышло и с моей мамой. Она работала простой чертежницей в КБ Туполева. Передавали речь Сталина. А репродуктор был порван, хрипел. Вот мама спросила: "Не слышно, кто это там хрипит, как алкаш какой-то?". За эту глупость ее и посадили. А она была уже мною беременна. Бабушке чудом удалось меня оттуда вызволить, договорившись со стареньким доктором. Он-то и вынес меня из тюрьмы в своем саквояже, выдав за умершего грудного ребенка.

— А ведь родились вы в семье дворянской?

— Да, дед у меня военный, бабушка у меня окончила Смольный институт. Она меня и воспитывала. В четыре года я уже и читал, и писал хорошо. Только благодаря ей я вырос на высокой русской поэзии и литературе. Читал Ахматову, Цветаеву. В десять лет полностью осилил роман Булгакова "Белая гвардия", его пьесу "Бег". Вообще я с детства увлекся белой армией. К нам на дачу приезжали доценты, доктора наук, кандидаты, спорили до хрипоты о Гражданской войне, о Брусиловском прорыве, Врангеле, Корниловском походе. Еще были рассказы бабушки о балах, о благородных собраниях, о дворянстве — как это все было на самом деле. Вот так прошло мое детство.

Посадили меня за политику

— Вы в молодости играли джаз. Как получилось, что вы стали исполнять романсы?

— Да, вырос я на джазе. Я любил его. С "Голоса Америки" мы записывали композиции на магнитофоны с огромными бобинами. Эти магнитофоны и были нашими преподавателями. Сначала копировали западных музыкантов, потом сами учились импровизировать. Мне повезло, конечно. И Леша Козлов, и Алексей Кузнецов, и Андрей Товмасян — все были гиганты джаза. Они так и остались ему верны до сих пор. Я рано узнал о том, как дедушка через всю жизнь пронес свою любовь к бабушке. Они очень любили друг друга — еще с тех времен, когда он был поручиком. Во время Первой мировой, когда он служил полковником в Генштабе, дедушка часто писал ей письма и подписывал их, как в молодые годы: "Целую нежно Ваши ручки, всегда влюбленный в Вас Поручик". Это одна из главных причин, почему "Поручика Голицына" я посвятил своему деду. Это все о нем. А романс "Вас ждет Париж" я посвятил бабушке.

— За эти романсы вас и посадили в тюрьму?

— Судите сами. Там есть такие строчки:

"Вас ждет Париж и модные салоны, 
Меня же ждет гражданская война. 
Придется мне повоевать с Буденным,
А вас уже несет в Марсель волна". 
Или:
"Ведь завтра под утро на красную сволочь 
Развернутой лавой пойдет эскадрон, 
Спустилась над родиной черная полночь, 
Сверкают лишь звездочки наших погон". 

За эти строчки из меня и сделали диссидента, антисоветчика, врага народа и прессовали по всяким лагерям строгого режима.

— Неужели вам не намекали — так прямо взяли и посадили?

— Предупреждали. Помню, после одного из моих выступлений в кафе "Аэлита" со мной познакомилась девушка. Красотка, типа модели. Пригласила покататься на черном "ЗИМе". В машине были ее подруга и парень, сын какого-то генерала. В общем, я согласился прокатиться по ночной Москве. Где-то в районе Петровки нас остановил милиционер. Парень, затормозив, убежал вместе с девушками, а я замешкался с гитарой. Так меня в первый раз арестовали. Машина оказалась в угоне. Тогда я понял, что девушка работала на ЧК, потому что это была явная провокация. Три дня провел в КПЗ. Тогда мне в первый раз дали понять, что я не то пою. Порекомендовали писать песни о комсомольцах, про партию. Мол, вот тогда моя карьера будет обеспечена. Но я был упрямый и упертый. Мне было интереснее петь о Белой гвардии, мне нравилась романтическая линия. Одним словом, я продолжил петь то, что нравилось мне. В итоге получил первый срок, потом еще. В общей сложности 16 лет лагерей строгого режима, 2 года ссылки. Все эти годы выкинуты из жизни.

На зоне поднимал культуру

— А в лагерях знали, кто вы?

— Помогли фотографии, находящиеся в деле, на которых я был с известными тогда артистами — Пугачевой, Георгиади, Ротару, Понаров-ской, Долиной, Кобзоном, Лещенко, Боярским. Со всеми с ними я стою в обнимку, а на обороте — приветы от них, пожелания типа: "Мишенька, будь здоров!" Правда, в дело снимки положили, чтобы показать, какой я международный авантюрист. И вот когда я докладывал начальнику: "Звездинский Михал Михалыч, статья, срок"— он в это время листал мои документы: "А профессия ваша??. "Поэт, композитор, режиссер эстрадных программ профессиональный". И добавил: "Я же сюда не по договору, а по приговору, надо лес влить, будем лес валить, начальник". И он в это время увидел фотографии. Этот полковник, бурят по национальности — конечно же, обалдел. И произнес: "Лес у нас есть кому валить, вы нам культуру поднимите". Так я сначала стал библиотекарем, затем директором клуба. Сам хозяин ко мне хорошо относился, но мелкие сошки всякие — лейтенанты — с завистью. Когда хозяин уезжал куда-то, например в отпуск, они делали мне всякие пакости: то подбросят три рубля, то пятерку. И за хранение запрещенных предметов меня — бах — на два месяца в карцер. Боролся как мог. Даже голодовку объявлял. А когда хозяин возвращался, меня тут же выпускали. Так прошли эти восемь лет, и я вернулся в Москву.

— А как обстояли дела с зэками? Неужели ни разу не пришлось за себя постоять?

— Было такое, на этапе, но это отдельная история, рассказывать об этом ужасно тяжело. Четыре месяца до Улан-Удэ меня везли через все тюрьмы. Москвичей нигде не любят, поэтому приходилось выдерживать бои местного значения. Но я тогда занимался карате. Саша Иншаков был моим сенсеем. До сих пор встречаемся, улыбаемся. Так вот, я был неплохо подготовлен. Воровские авторитеты запустили малявы: мол, едет по этапу Звездинский, не дай бог кто-то косо посмотрит, бошки поотшибаем. Поэтому никто из "путевых" не трогал. Но были и другие. Их-то и приходилось бить по башке. Конечно, и самому доставалось. Но любой авторитет или смотрящий, когда узнавал, что это я, тут же все заканчивал.

— Чем занимались в промежутках между отсидками?

— Официально выпустить свою пластинку я не мог, потому что пел "неформат", как говорят сейчас. Поэтому я решил заняться другим. Я занялся концертами. Рестораны до 11 вечера работали как обычные, а с полуночи начиналось наше время. Со служебного входа входили фарцовщики, каталы, цеховики, валютчики — прогрессивная золотая молодежь, у которой было достаточно денег, чтобы погулять в дорогом ночном ресторане. Это были первые ночные клубы, которые я организовывал, начиная с 69-го года. Периодически в эти клубы приезжали и Пугачева, и Антонов, в общем, все звезды. Многие народные артисты Советского Союза пели со мной на сцене. Было весело. Со мной начинала и Лариса Долина, которая тогда только приехала из Одессы.

Моя жена-декабристка

— Поговорим о личном. Правду говорят, что вашу жену Нонну называют декабристкой?

— Конечно! Героическая женщина. До сих пор все воры в законе, когда я прихожу с ней на торжество какое-то, пьют за ее здоровье. Она — как хрустальная мечта. Какой бы ни был крутой преступник, через три года его уже бросают жены, уходят к другим. Редко кто может дождаться, для этого нужна сумасшедшая любовь. А она прождала меня восемь (!) лет, ездила ко мне в Бурятию. А мы и женаты не были. Она мне привезла массу вещей. Перед поездкой фарцовщики и валютчики ей целый мешок безделушек надавали — зажигалки, ручки, все пригодились. Такие мелкие штучки помогли мне прожить все эти восемь лет. Не прессовали. Ну и денег — тысяч 25, которые я заработал в новогоднюю ночь 80-го. Оставила все это у одного русского крановщика, моего фаната. Он мне заносил, когда надо было. Так я семь с половиной лет на них прожил. Нонна даже хотела остаться co мной. Говорит мне как-то: "Останусь здесь, буду преподавать английский язык, стану наемным учителем в вечерней школе офицеров. И буду вас ждать". Я ей: "Быстро, вон отсюда". Я не хотел ей карьеру ломать, жизнь. Ей тогда 22 года было. Только с красным дипломом закончила факультет стран Азии и Африки. В общем, насильно выгнал ее оттуда. Со слезам она уехала, а ровно через 9 месяцев родила мне сына. Так что получается, у нас и сын — каторжанин, на зоне был зачат.

— И где вы встретили такую преданную барышню?

— Как-то меня, как популярную подпольную звезду, пригласили выступить на выпускном вечере ЛГУ. Смотрю — девочка с хорошей фигурой классно поет то по-английски, то по-французски, с университетским ансамблем. Мы познакомились. Я пошел ее провожать. Но если у меня все крепости падали в первую ночь, то тут мне понадобилось три месяца для первого поцелуя, Очень строгих правил была девочка, из хорошей семьи. Тем не менее полюбили друг друга на всю жизнь.

— Вы сказали, что сын Артем был зачат в зоне. Это на нем не отразилось?

— Когда он в 14-15 лет начал гулять по дискотекам, по ночным клубам, мы жили в Жуковке. Его приятелями были детки всех первых лиц государства. Они у нас на даче собирались. Тогда я ему сказал: "Раз тебя так тянет тусоваться, займись этим профессионально. " Сейчас ему 25 лет. Он промоутер ночного клуба "Инфинити" и "Опера". Периодически выезжаете коллегами делать пляжные пати. В данный момент он в Китае, на острове Хайнань. Вместе с ним там человек триста, которых он туда вывез потусоваться.

— А петь он не пробовал?

— Он не поет, хотя у него и слух хороший, и голос отличный.

Вы не поете, вы проповедуете

— Почему не уехали, как и многие ваши коллеги, в Америку?

— Я и так езжу в Америку с 90-го года. Как только освободился, сделал первый паспорт, так и катаюсь. По контракту записываю диски в Лос-Анджелесе. А Нонна читает там лекции.

— Насовсем не хотели?

— А зачем? Я слишком хорошо знаю эмиграцию. Вот вам пример Шуфутинского или Успенской. Если они зарабатывали раньше, в Америке, по 500 долларов в неделю, то были счастливы. Работая еще на трех работах — получали пятерку в месяц. А здесь они эту пятерку за концерт получают, а то и больше. Они быстренько все сюда вернулись. А я и не уезжал. Я работаю в Штатах по контракту. Здесь я хоть в Кремль, хоть на Старую площадь, хоть в Белый дом иду, встречаюсь с первыми людьми страны, бываю в самых престижных клубах, в Дворянском собрании. А там — эмиграция очень жестко отрублена от всего. Сколько бы денег у тебя ни было. А меня американцы каждый год приглашают на "Оскара", во многие аристократические клубы. А вот эмиграцию почему-то не приглашают. Есть люди, у которых по 10-20 лимонов долларов, даже по 100, но все равно они в такие клубы не вхожи. Да и быть в Америке кабацким певцом, которых там тысячи, меня никогда не прельщало. Сейчас я общаюсь со всеми звездами мирового уровня. С Томом Джонсом дружу. Когда мы делаем акцию "Звезды мира против террора", то, прежде чем ехать в зарубежную страну, туда звонят из нашего МИДа и говорят, что приеду я. Обязательно даю благотворительный концерт в посольстве. А они мне показывают страну.

— Слышал, что вы запросто общаетесь не только со многими звездами мирового уровня, но и с известными святыми.

— Было и такое. В Индии я встретился с одним из местных святых. Ему 33 года. Такой Христос современный, с семи лет считается избранным. Правда, он плохо говорит по-английски, помогла моя жена, которая свободно общается на индонезийском, малазийском, китайском, древнекитайском. Одним словом, мы вернулись от гуру через два с половиной часа. Он очень обрадовался нам. Молодои парень сидит, как в заточении, на своем Олимпе, скучает. Он задал мне тысячу вопросов о России. Я спел ему "Очарованную", А в конце разговора спросил: "Учитель, в чем смысл жизни?" А он, когда услышал "Очарованную", произнес: "Вы, наверное, знаете магию цифр?" А мы с Нонной занимаемся нумерологией, она у меня академик Международной академии нумерологии в Лос-Анджелесе, читает лекции на нескольких языках, к ней со всего мира съезжаются люди. Так вот святой продолжил: "Тот, кто написал такую музыку, должен владеть магией цифр и магией звуков. Что я могу сказать человеку, который сам все знает? Для вас это-деньги, музыка, медитация".

— Последовали его совету?

— Да, занимаюсь музыкой и медитацией. С деньгами, к сожалению, не получается. Слишком много благотворительности. Я с 95-го года по сегодняшний сделал 1200 благотворительных концертов.

— А чем запомнилась встреча с патриархом?

— Патриарх на одном из приемов услышал мою песню "Господи, прости". Тогда он мне и сказал: " Михал Михалыч, вы не поете, вы проповедуете". С Алексеем Михайловичем святейшим у меня хорошие отношения.

— Что нового в музыкальном плане?

— Пишу. Новые альбомы выйдут как раз к Новому году. Один шансоновый. Его народ ждет. И один — лирический, с прекрасными любовными и романтическими песнями.

Виталий Бродзкий
Московский комсомолец, 13 октября 2007 г.


Комментарии

12.02.2010 18:33 Алексей [aibolit-72@mail.ru]
Ну Звездинский даёт:поставить себя в один ряд с Успенской и Шуфутинским! Ещё бы с Могилевским себя сравнил! И стишки его не только весьма посредственны, но и безграмотны. Чего только стоит фразочка "и предали анафеме грязное имя убийц". Ведь у убийц царской семьи было много имён, и в основном, кстати, иудейские. А "Вас ждёт Париж и модные салоны".Когда правильно "Вас ЖДУТ Париж и модные салоны". И такой галиматьи в его текстах предостаточно. А ещё туда же - своим дворянством козыряет на каждом углу. Проконсультировался хотя б у своей образованной супруги, а потом уж лез со своими "полугениальными" творениями на сцену.
05.07.2010 15:49 Михаил [mshuvalov.ldpr@mail.ru]
кстати как Вы выразились "безграмотною" песню "Вас ждёт Париж" поёт Могилевский,а у Шуфутинского пол-репертуара в 80-е состоял из песен Звездинского.Звездинский это гениальный поэт и композитор.

Оставьте ваше мнение

Имя
Email
Введите код 5623

vk rutube youtube

Владимир Трошин
Валерий Шунт
Валерий Волненко
Игорь Карташев
Слава Корецкий
Юрий Истомин
Леонид Ефремов
Павел Беккерман
Ольга Сердцева
Геннадий Вяземский

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой. И нажмите Ctrl+Enter
Использование материалов сайта запрещено. © 2004-2015 Музей Шансона