ВОЛКИ СУХОГО ОВРАГА

Здесь будут размещаться материалы об Александре Васильевиче Дюмине, которые не размещены на его официальной страничке.

Модераторы: volok, Модераторы

ВОЛКИ СУХОГО ОВРАГА

Сообщение volok » Вт дек 04, 2007 11:32 pm

V. МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЕЧТЫ ЖАРИКОВА

А еще такой был с нами лох...
Лох, как суслик, был и чал и плох,
Но при всем при том при этом
Лох был гадом и поэтом:
Про блатную жизнь писал, как лох.
("ДК", альбом "ДМБ-85")


Изысканный, "от ума", предтеча корневого блатного примитивизма конца 90-х, Батя андеграундной мифологемы, группы "ДК" - Сергей Жариков (в аннотации к кассетному варианту 1997 года спродюсированного им альбома "ДМБ-85") проводил безусловным тезисом сугубо "фраерское" происхождение так называемой "блатной культуры". Реальность в ней, по Жарикову, замещается "шуфутинско-кальяновской самопальщиной". А он, Жариков, затащив на запись некоего "третьехода" Луку, дескать, сразу двух зайцев угрохал: и аутентичен он сразу, и авангарден. ("Авангард - уничтожение дистанции, соединение полюсов в Единое" - С.Ж.) Вдобавок, еще и концептуалист - порадовал он в 85-м это племя, хвастается: Сергей Летов во все дудки, видите ли, у него надудел. Испортив, кстати, первородный шалманный угар, производимый двумя другими реализаторами Батиных концепций - Витьком (Клемешевым - Р.Н.) и Лукой. Жариковское моделирование во абсолюте недостойно высокой чести именоваться примитивным. А значит - аутентичным. К тому же, до конца не ясно, какая часть материала была талантливо стилизована С.Ж. под блатной фольклор. Кое-что позднейшим исследователям идентифицировать удалось, но далеко не все. Резюме: неаутентичность в квадрате.

Трудно судить, чем сейчас придется Жарикову "шансонный" дух, пахнувший из-за колючки потным металлом заточки... Может быть, сошествием духа вожделенной некогда аутентичности? ("Ну да, вот оно - настоящее. Я-то еще в 80-х взалкал.)
Взалкать-то взалкал - умом, в своих перманентных mind games. Им же и спродюсировал, коллажист рок-андеграунда № 1. (№ 2 - Летов - Р.Н.) Урловый, гопницкий связующий элемент для жигана-хулигана и дембеля, опять же, правильно вычленил и во главу угла поставил. Хотя, дембеля и урки - не одно и то же... Животная тавтология с пеной у рта: сука-сука, падла-падла, проститня-проститня (земля-земля, воздух-воздух - прим. наводчика) - здорово, пронимает! Но! При всей любопытности (даже на современный взгляд) альбома "ДМБ-85" Жариков работал головой, а Александр Дюмин, Иван Кучин, Александр Звинцов в последовавшие сразу за откидкой креативные приходы просто выплескивали на пленку всамделишнее нутро; не на все сто, но в чем-то волчье. Этим, в конце концов, и взяли таксистов, бомбил и прочую свою публику, не говоря уже про братков. Альбом "Волк" Дюмина, к примеру, безо всякой рекламы продался стотысячным тиражом кассет. Сотни тысяч рифм редкой "отточенности":
Вспомним Петлюру: ушел пацаном,
Валерка Коротин оставил наш дом,
Звездин Аркаша - помянем тебя,
Как не хватает нам Северного...

Примитивно - спору нет, но тираж... сразу дуплет. Впечатляет. Выстрелило на традиционных трех аккордах да на голом духе. Но каком! Вот она где - экзистенция в чистом виде - у ворот кичмана!

Что для Сергея "Бати" Жарикова творческий метод (а он может быть произвольным), то для Дюмина и генерации реально топтавших зону авторов-исполнителей - кусок жизни. Они по-другому просто не могут... Пока. И у них по мере вочеловечивания волчьей натуры появляется склонность к играм ума. Дюмин в третьем альбоме уже вычерчивает образ затейливыми виньетками: "Малолетка - сказочная беседка". И в этом может таиться погибель блатному автору: развесистая клюква метафор, в итоге, способна сильно разбодяжить концентрированную экзистенцию социокультурного феномена, каковым является "шансон" с зоны, ничего общего с искусством как таковым, с культурой, не имеющий. "Хотела мать, чтоб сын ей был художник", - пел Иван Кучин. Но если волчьим лапам становятся доступны кисти, тот это уже не волк, а оборотень. Глядишь, и мелькнет спустя годы в "шансонной" тусовке определение: "Александр Дюмин постоткидного периода". Ух, и злой он был тогда!
На параше место ваше,
А курей заточки ждут.
Активисты-фетишисты -
Все под нары попадут.

Слово "фетишист" в данном контексте отнюдь не означает, что авторы из блатарей - сплошь продвинутые интеллектуалы. Секс-шопы, а не Фрейд, вошли в обыденность - вот и весь секрет.

Когда Саня "Дюма" Дюмин был нарыт рекорд-бизнесом, он ходил в единственном спортивном костюме и радовался самому факту обнародования своих недорифмованных, корявых с точки зрения даже поп-пиитики, произведений. Теперь он появляется на людях в модном пальте, с мобилкой и желает получить за новый альбом цифру с четырьмя долларовыми нулями.

И все же, отдадим должное Сергею Жарикову: "фраерской" пакет в "русском шансоне" как был контрольным, так и остается. Если для Дюмина со Звинцовым блатная песня - даже не способ творческого самовыражения, а что-то вроде пресловутого "стриптиза души" у Земфиры (да простят меня вышеперечисленные за вульгарность аналогии "не по понятиям"), то зачем блатата, например, Кате Огонек? (Некогда, в попсовом миру, она звалась Кристиной Пожарской.) Все донельзя тривиально: кто-нибудь знает поп-звездунью с таким именем? Я тоже что-то не припоминаю.
Путей, приводящих неблатных авторов и исполнителей в жанр, несколько. Кто-то элементарно рожей не вышел для поп-сцены; кого-то (женщин, в основном) возраст поджимает: уже нельзя выдавать себя за дискотечную девчонку и прыгать наравне со своим "балетом"; кого-то комплексы однажды достали - всерьез и навсегда: хочется почувствовать себя крутым (совсем как когда-то доморощенные "металлисты").

Бесспорно одно: несмотря на обилие откровенно конъюнктурного материала, "фраерской" вклад в жанр отнюдь не квинтэссенционален бесталанности. Хотя, по слухам, Иван Кучин, например, отказывает не мотавшим срок авторам в праве на данную тему вообще, заставляя вспомнить аналогичную аргументацию ханжей, исключавших Галича из Союза писателей: не сидел, мол. Катя Огонек, Михаил Круг, Трофим, безусловно, вожди своей "шансонной" резервации. Более того - их популярность выходит далеко за ее пределы. Их коммерческий успех бесит поп-менеджеров. Но... (и здесь, как ни странно, - я совпадаю с Кучиным) в данных попытках исследования они - не главные объекты.

P.S.
Выискивая экзистенциальные зерна в нашем текущем блатном навозе, я совершенно упустил из виду пропагандистский аспект явления. Когда задумывался об этом по киру, мне не по-детски становилось страшно за детство. За будущее, как ни пафосно это звучит. Но я давно уже распараллелил бухалово и бумагомаралово, поэтому страху ровно столько, чтобы написать.
Заинтересованные апологеты "русского шансона", делающие на нем имена и бабки, сыплют расхожими аргументами, что блатняк, мол, это песни о жизни. А мне вспоминаются слова кандидата наук Ю.А. Сафоновой, сказанные во время нашей беседы в Институте русского языка Академии Наук: "Насыщение уголовным жаргоном современного русского языка неизбежно приводит к криминализации мышления, но этот характерный для любой эпохи перемен процесс не является необратимым. Так было после революции, в годы НЭПа. То же самое происходит и сейчас. Но смутное время пройдет и все вернется на круги своя".
Все вернется... А тем временем блатная музпропаганда набирает оборот - стараниями отнюдь не правовых маргиналов, а людей вполне цивильных, зону видевших только по телевизору... Кто-то из них в прошлом - учитель музыки, кто-то - рок-журналист или детский педагог. Если, с точки зрения "высоколобой" эстетики, "русский шансон" - просто красивый ярлык для муздерьма, то грузит этим дерьмом соответствующий рынок никто иной, как интеллигенция. И на хрена им это нужно? И что, все-таки, здесь делаю я?

Роман Никитин


источник http://www.polotno.ru/w05.html
volok
Site Admin
 
Сообщения: 253
Зарегистрирован: Сб янв 29, 2005 6:42 pm

Вернуться в Фан-клуб Александра Дюмина

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2